Top.Mail.Ru

Обзор практики от ФНС России: споры с регистрирующими органами

По оценкам налоговых органов, в 2015 году количество судебных споров по отказам в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократилось в два раза по сравнению с прошлым годом. Причем большинство из них были выиграны контролерами. В подтверждение своей позиции ФНС России подготовила два обзора споров с регистрирующими органами. Вооружившись полученной информацией, минимизируем риски возникновения споров с налоговиками.

Известно, что начало, изменение и прекращение экономической деятельности необходимо фиксировать в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Но прежде чем обращаться в ФНС России для проведения регистрационных действий, следует выяснить, по каким правилам они осуществляются. Об этих правилах, закрепленных судебной практикой, мы расскажем в статье. Полученные знания помогут избежать ошибок, ­совершение которых чревато материальными и временными потерями.

В прошлом году налоговая служба подготовила несколько обзоров споров с участием регистрирующих органов, которые будут ­рассмотрены в ­настоящей статье:

  • письмо ФНС России от 01.07.2015 № СА-4-14/11453 «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих ­органов № 2 (2015)»;
  • письмо ФНС России от 08.10.2015 № ГД-4-14/15525 «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих ­органов № 3 (2015)».

К сведению

Большинство дел, упомянутых в письмах, суды разрешили в пользу регистрирующих органов. Судебные акты содержат, в частности, следующие выводы:

  • представление заявителем документов на регистрацию не в полном комплекте или не по установленной форме считается их непредставлением;
  • при регистрации выхода участника из состава общества заявитель обязан представить письменное согласие этого участника на выход;
  • нарушение срока представления документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся выхода участника из ООО, не является основанием для отказа в регистрации;
  • представление ликвидационного баланса, не отвечающего признакам достоверности (например, составленного без учета результатов выездной налоговой проверки), является основанием для отказа от внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении предпринимательской деятельности.

Особое внимание в письмах обращается на необходимость применения налоговыми органами разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской ­Федерации».

Очевидно, что подобное внимание налоговой службы к данной категории споров неспроста.

Причины споров

Пожалуй, самая распространенная причина споров – это отказ в регистрационных действиях. Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации) содержит солидный исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. По данным Межрайонной ИФНС России № 10 по Брянской области, основные причины отказов таковы 1:

  • несоблюдение требований приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • указание неверных кодов и видов деятельности по ОКВЭД;
  • указание недостоверных сведений об адресе места нахождения компании;
  • отсутствие нотариального удостоверения подписи заявителя или неверное удостоверение подписи нотариусом;
  • указание в заявлении сведений о недействительных паспортах;
  • подача заявления неуполномоченным лицом;
  • неуплата (уплата по неверным реквизитам) госпошлины.

У заявителей есть возможность выбрать один из двух путей: подать документы на регистрацию заново или обжаловать отказное решение налоговиков. Кстати, Федеральным законом от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» введена обязательная досудебная процедура урегулирования таких споров. Закон о госрегистрации теперь устанавливает порядок административного обжалования действий налоговиков, а также решений об отказе в ­государственной регистрации.

Регистрация в связи с выходом участника из общества

Сразу скажем, что изменять устав в такой ситуации не требуется. Нужно лишь внести данные в ЕГРЮЛ, где сведения о долях содержатся в обязательном порядке (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № ­14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – ­Закон об ООО).

А для внесения в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с обновлением учредительных документов, необходимо подать заявление по форме № Р14001 (приложение № 6 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ­ММВ-7-6/25@).

Отсутствие в заявлении требуемых сведений

На основании заявления участника о выходе из ООО другой участник принял решение о распределении его доли себе. Затем общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Налоговики ответили отказом, т.к. посчитали представленные сведения недостоверными. Заявитель обратился в суд, аргументировав свою позицию, в частности, п. 1 ст. 84 НК РФ о необязательности указания в заявлении о регистрации ИНН.

Суд установил следующее. Согласно п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации в заявлении должен быть указан, кроме прочего, ­ИНН (при ­наличии).

В силу п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации в реестре содержатся сведения и документы в отношении ООО, в т.ч. о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих ­обществу и его участникам.

В установленной форме заявления имеется лист «Сведения о доле в уставном капитале ООО, принадлежащей обществу», в которых нужно указать сведения о приобретении обществом доли в уставном капитале, номинальную стоимость и размер доли, принадлежащей обществу после распределения. Однако ни этих сведений, ни ИНН, который был в ­наличии, заявитель не прописал.

Ссылка заявителя на нормы НК РФ была отклонена судами, как противоречащая требованиям специальных норм Закона о госрегистрации. В удовлетворении требований было отказано (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.06.2015 № Ф10-1178/2015 по...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?