• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» ноябрь 2015
  • Рубрика Формула успеха

Подпись глазами графолога

  • 0 комментариев
  • 425 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе?
Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).



Как относиться к выводам графолога?

За столетия графологи убедили обывателей, что их ремесло имеет научно обоснованный подход, то есть является самостоятельной наукой. Последствием этого является то, что многие крупные компании пользуются услугами графологов при реализации кадровой политики. Например, в США широко распространены специальные графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личностных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. В оценочных центрах США при подборе новых работников часто используется графологическая экспертиза анкет претендентов по 238 признакам, с помощью которых могут быть описаны:

  • расположение текста,
  • направление и наклон букв,
  • их величина и форма,
  • ритм письма и т. д.

Графологическая экспертиза преподносится компаниям и правительственным учреждениям как более простой, дешевый и, главное, верный способ отбора по сравнению с традиционными психологическими ­тестами. Однако так ли это на самом деле?

Графологию часто называют наукой, изучающей законы зависимости между почерком и личностью. Еще более 2000 лет назад Аристотель заметил сходство между почерком и личностью. В основе современной графологии лежит все то же представление о том, что почерк является отражением личности человека, его психологии. Действительно, любые психические процессы мы не можем наблюдать непосредственно и всегда познаем их только через органические движения. «Следовательно, движения при ходьбе, выражение лица при разговоре и, наконец, упражнения в письме могут быть использованы для изучения внутренних процессов организма»1, в том числе и психологических. Очевидно, что в этом утверждении есть всем понятная логика. Поэтому вплоть до второй половины XX века методы графологии рассматривались, как позволяющие исследовать индивидуальные особенности человека исходя из его психологии, и воспринимались обществом весьма лояльно. ­Однако в ­современной науке это учение считается псевдонаучным.

В его основе заложено наличие феномена связи между почерком человека и его психологией, но никто точно не понимает и не может математически описать данные закономерности. Впрочем, сами закономерности тоже не носят исчерпывающего характера, оставаясь на стадии констатации некоторых из них.

Неслучайно сами графологи часто говорят, что «Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством»2. Зарубежные эксперты применительно к графологии справедливо отмечают, что люди в большей степени используют свой личный опыт, а не научные методики.

Люди склонны домысливать то, что им хочется видеть, и они уверены, что другие думают то же самое. «Вы когда-нибудь ели печенье с предсказанием, которое не сбылось?», – часто спрашивают зарубежные эксперты в дискуссиях о достоверности графологии. Когда мы вчитываемся в абстрактное предсказание, из нашего подсознания поднимается дополнительная информация и предсказание становится все более и более ясным и применимым к нам. Главное, чтобы все было логично. При этом считается, что более образованные люди наиболее подвержены данному влиянию3. Поэтому, читая заключение графологов, начальники отдела кадров ищут в них то, что укладывается в их представление о проверяемом человеке и повышает их профессиональную самооценку. В результате все остаются довольны: графологи гонорарами, а начальники отделов кадров корпораций – своей прозорливостью. Все это дает прочную базу для веры в высокую достоверность графологии.

Таким образом, научных основ графологии еще не разработано, она остается на уровне феноменологии. Возможно, это следствие молодости науки, нашей неготовности понять и описать внутренние закономерности коррелирования биологии и психологии человека. Однако определенные феномены все же установлены и могут быть использованы. При этом надо понимать, что выводы графолога никак не могут быть основой кадровых решений, а служат лишь для определения направления дальнейших проверок служащих или сбора дальнейшей информации о них ­традиционными способами.

О чем свидетельствуют конкретные особенности подписи?

В наше время большинство документов оформляются при помощи компьютера и принтера, но рукописная подпись на них все же есть. Давайте разберем некоторые «феномены» подписи, которые позволят вам набросать общие штрихи к портету ее обладателя. При этом будем помнить, что подпись, с одной стороны, является наиболее общим выражением его личности, а с другой – слишком «мала» для анализа, что увеличивает вероятность ошибки. Сделав необходимые предупреждения, приступим к рассмотрению самих закономерностей, наличие которых трудно отрицать.

«Закорючку» и печатные буквы игнорируем

В ряде случаев для затруднения идентификации или из-за обстоятельств выполнения подписи автор умышленно выполняет не собственную выработанную подпись, а некую «закорючку» или просто пишет фамилию «полупечатными» буквами. Естественно, такие «автографы» анализировать нельзя.

«Назначение» подписи

Каждый человек по-своему относится к своей подписи. Для кого-то это функциональный объект, направленный на реализацию своего делового назначения (для документов и т.п.), а для кого-то – «послание людям», направленное на воздействие на стороннего зрителя. Подписи в виде «посланий» наиболее характерны для лиц с истерическим (демонстративным) радикалом, склонностью к провокациям и привлечению внимания, а также для лиц с чертами шизоидности и символизма в мышлении. В последнем случае автор создает «подпись – послание миру» без потребности получить обратную связь или ответ.

Например, сравним две подписи известных американских певиц:

  • Леди Гаги, известной своими вызывающими сценическими образами (Пример 1) и
  • Бритни Спирс, известной своими эпатажными выходками больше в личной жизни, чем на сцене (Пример 2).

Подпись на Пример 1 не отягощена дополнительными рисунками и символами, она носит функциональный характер и ее можно расценивать как функциональную. Однако подпись на Пример 2, сопровождаемая дополнительными рисунками сверху и снизу, демонстрирует явную направленность на привлечение внимания сторонних лиц и относится к «подписям – посланиям людям». Это дает основание предположить наличие у ее владельца истероидного радикала, что является нормой и часто свойственно творческим личностям. В основе истероидного радикала лежит слабая нервная система, которая неспособна долго выдерживать возбуждение. На поведенческом уровне это означает прерывистую, нестабильную работоспособность, быстро развивающуюся потребность в отдыхе, восстановлении душевных и физических сил. Такой человек хочет быть глубоким и содержательным, но это слишком большая нагрузка для его психики, которая приводит к срывам. Именно это мы и видим в жизни Бритни Спирс:

  • 3 января 2004 г. Спирс вышла замуж за Джейсона, но брак был аннулирован спустя 55 часов, так как Спирс заявила, что «не полностью отдавала себе отчет в серьезности происходившего»;
  • затем она увлеклась Каббалой под влиянием дружбы с Мадонной, однако в 2006 г. публично отреклась от Каббалы, заявив на своем веб-сайте: «Я больше не изучаю Каббалу, мой ребенок – вот моя религия» и т.д.

Естественно интерпретация подписи может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а на исчерпывающем анализе всех признаков, обнаруживающихся в ней. Но уже на показанных выше примерах мы видим, что эпатаж Леди Гаги рационально осмыслен и нацелен на достижение успеха, а Бритни Спирс – естественен и является проявлением ее ­психологических ­особенностей.

Пример 1

Подпись Леди Гаги

СвернутьПоказать
Подпись Леди Гаги
Пример 2

Подпись Бритни Спирс

СвернутьПоказать
Подпись Бритни Спирс

Схема анализа подписи

Подписи логично анализировать по следующей схеме, которая дает возможность составить психологический портрет автора:

  1. Оценка общего ощущения от подписи. Этот этап свойственен каждому из нас: когда мы смотрим на что-то, в том числе и на подпись, у нас возникают некие ощущения об объекте. Однако они базируются часто всего лишь на нашем собственном опыте и могут быть ошибочными.
    Специалист–графолог должен отстраниться от своей личности и оценить оставшееся общее ощущение от подписи, что сделает вывод более точным. Очевидно, что уже здесь присутствует не столько наука, сколько искусство.
  2. Детальное изучение отдельных компонентов подписи, опираясь на отдельные феномены выполнения букв и штрихов, отмеченные графологами.

Посмотрите на подпись из Примера 3. Она вызывает общее ощущение целостности, ясности, «полета» и стремления к чему-то созидающему, на фоне четкости и некой жесткости. К ней ничего не хочется «ни добавить, ни убавить», так как это повредит ее целостность. При этом ­детальный анализ говорит о следующем:

  • Большое число читаемых букв в подписи свидетельствует об открытости человек к общению.
  • Подпись выполнена со «стремлением вверх», что говорит об оптимизме человека, его стремлении к новым целям и высотам. Такой человек полон энергии и обычно достигает поставленной цели. В случае ­«ударов судьбы» он успешно преодолеет их.
  • Подпись выполнена средними по размерам буквами – признак независимости человека, широты натуры, но и разумности, отсутствия ­расточительности.
  • Заглавная буква по амплитуде значительно отличается от остальных в подписи, что говорит о повышенной требовательности к окружающим. При этом последовательное соединение букв в подписи ­свидетельствует о развитой логике.
  • Наличие в начале подписи заглавной буквы с точкой, продолжение подписи с новой заглавной буквы с элементами читаемых букв говорит о конкретности намерений человека, о его осторожности и ­осмотрительности, о рациональности мышления.
  • Подпись читаемая, выполненная ровно без всяких изысков, говорит о высоком самоконтроле человека, о его рассудительности и ­сдержанности, о системности воспитания.
  • Отсутствие букв с общими штрихами (когда одна буква является частью другой) говорит о прямолинейности характера, склонности к прямым высказываниям.
Пример 3

Мустафа Кемаль Ататюрк

СвернутьПоказать
Мустафа Кемаль Ататюрк

Не удивительно, что обладателем данной подписи является Мустафа Кемаль Ататюрк – османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства. Ататюрк любил чтение, музыку, танцы, верховую езду и плавание. Политические проблемы часто обсуждал в простой дружественной обстановке, приглашая к себе на ужин ученых, представителей искусства, государственных деятелей. Однако это не мешало ему достигать поставленной цели любым путем. Например, в ходе войны за независимость Ататюрк давал курдам обещания национальных прав и автономии, однако сразу после победы эти обещания были забыты. В феврале 1925 г. началось массовое национальное восстание курдов, возглавленное шейхом Саидом Пирани, на которое Ататюрк ответил террором. С детства Ататюрк был активным ребенком и обладал вспыльчивым и чрезвычайно независимым характером, общению со сверстниками предпочитал одиночество и независимость. Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути. Привычка прямо высказывать все, что он думает, принесла Ататюрку в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов. Именно это мы и видим в его подписи – целеустремленной и цельной, мягкой и жесткой ­одновременно, ­полностью соответствующей своему хозяину.


Продемонстрировать оценку «ощущения» от подписи можно и на следующем примере. Выберем подписи двух известных актрис и ­постараемся сравнить их именно по общим «ощущениям».

Пример 4

Подпись Анжелины Джоли

СвернутьПоказать
Подпись Анжелины Джоли
Пример 5

Подпись Мерилин Монро

СвернутьПоказать
Подпись Мерилин Монро

Согласитесь нельзя визуально представить, что Анжелина Джоли пишет как Мерилин Монро, и наоборот. Разные типы людей – разные ­подписи, разные ощущения от подписей.

Перечислим еще некоторые особенности подписи, которые можно использовать при составлении психологического портрета автора автографа:

Наклон букв в подписи.

Отсутствие ярко выраженного наклона обычно говорит о гармоничности и спокойствии человека, согласованности рассудка и эмоций.

Небольшой наклон букв подписи вправо говорит о том, что ее обладатель дружелюбен и склонен к теплым отношениям с людьми. Он общителен, искренен, не любит одиночества. При этом эмоционален и не скрывает своих чувств. Чем сильнее наклон букв вправо, тем слабее контроль чувств и эмоций. Такие люди повышенно темпераментны во всем. ­Именно такой наклон букв мы видим в подписи Мерилин Монро ­(Пример 5).

Небольшой, но явный, наклон букв подписи влево свидетельствует о контроле рассудка над чувствами. Чем наклон влево сильнее, тем выше этот контроль. Примером может служить подпись Дональда Трампа:

Пример 6

Дональд Трамп

СвернутьПоказать
Дональд Трамп

Дональд Трамп известен миру как строительный магнат4, более 20-ти лет формирующий внешний облик Нью-Йорка. Его стратегия использования собственного имени в ­названиях проектов стала хрестоматийным средством маркетинга.


Наклон оси подписи.

Подпись, выполненная со «стремлением» вверх, говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Как правило, таким людям присущ творческий потенциал и они многого добиваются в жизни. Такое «стремление» вверх мы видим в подписи Ататюрка (Пример 3) и Трампа (Пример 6).

«Стремление» подписи вниз говорит о присутствии депрессивной компоненты, которая может быть связана как с психическим состоянием, так и с наличием сложных жизненных проблем.

Соответственно «ровная» подпись, выполненная прямо, говорит об отсутствии у человека стремлений, но и об отсутствии проблем. Такой ­человек просто «живет» и всем доволен.

Пример 7

Уинстон Черчиль

СвернутьПоказать
Уинстон Черчиль

Интересна в этом плане подпись Уинстона Черчилля, государственного деятеля Великобритании, лауреата Нобелевской премии по литературе. Очевидно, что его подпись «стремится» вниз – это говорит о присутствии депрессивности в характере.

В роду Черчиллей 5 из 7 последних герцогов Мальборо страдали «тяжелой меланхолией». Психопатологически отягощенная наследственность не только определяла подъемы и падения настроения величайшего английского политика, но и влияла на его политическую активность. По собственным признаниям Уинстона Черчиля, у него в молодости был двух-трехлетний период депрессии с мыслями о самоубийстве. Второй период депрессии отмечался в возрасте 31–32 лет, а третий – в 45 лет, когда он даже воздерживался от чтения и разговоров с окружающими. Черчилль называл свои повторяющиеся депрессивные эпизоды «черным псом, только и ждущим, чтобы показать свой оскал». Он жаловался своему личному врачу, что вынужден отходить как можно дальше от края платформы («лучше всего встать за какой-нибудь колонной»), чтобы не было искушения броситься под поезд. Черчилль терпеть не мог путешествовать на кораблях («когда смотришь в воду, секундная слабость может привести к непоправимому»), а также предпочитал спать в комнатах без балкона ­(«минутное ­отчаяние – и конец»). Но он никогда не совершал суицидальных попыток.

Зато в период Второй мировой войны, совмещая должность премьер-министра и министра обороны, Черчилль проявил фантастическую энергию. Даже в возрасте 60 и 70 лет он работал большую часть ночи, доводя до истощения секретарей и штат советников, гораздо более молодых, чем он сам. В итоге он прожил долгую жизнь и вошел в историю как великий политик. Это еще раз подчеркивает, что жизнь строит сам человек и делать судьбоносные выводы по особенностям почерка или подписи нельзя.


Геометричность начертания штрихов букв.

Считается, что преобладание округлых букв в подписи подтверждает наличие мягкости в характере, тогда как угловатость – жесткости. Иллюстрацией «жесткости характера» может быть угловатая подпись Дональда Трампа (Рисунок 6), который никогда не отличался мягкостью в конкурентной борьбе.

При этом угловатые литеры подписи часто свидетельствуют о том, что ее владелец не переносит критики в свой адрес, услышав ее, раздражается, порой даже становится резким, ему присущи нетерпимость и независимость, он очень честолюбив и крайне упрям. Именно такую ­«угловатую» подпись мы видим у Отто фон Бисмарка.

Пример 8

Отто фон Бисмарк

СвернутьПоказать
Отто фон Бисмарк

Отто фон Бисмарк – один из самых влиятельных и противоречивых политиков в истории, с помощью трех кровопролитных войн объединивший Германию, состоявшую до этого из более чем 30 мелких королевств, герцогств и княжеств, и фактически 20 лет единолично управлявший страной. Он был отправлен в ­отставку молодым императором Германии, не желавшим находиться в его тени.

В биографии Отто фон Бисмарка отмечаются и факты мстительности, и факты нетерпимости к критике. Например, 17-летний Бисмарк, поступив в Геттингенский университет, из-за несогласия в политических взглядах стал участником своей первой дуэли, в результате которой получил шрам на щеке. Даже спустя 30 лет Бисмарк не забыл этого происшествия и сказал, что противник тогда поступил нечестно, ­ударив исподтишка.

Среди его изречений можно отметить: «Моя гордость требует от меня повелевать, а не исполнять чужие приказы!»


Длина подписи.

Если подпись выполнена коротко (две, три буквы), это является признаком быстрой реакции человека на фоне нехватки терпения на более глубокий подробный анализ событий. Такой человек менее способен к монотонной длительной работе, требующей постоянного внимания, и он не очень любит медлительных людей рядом с собой.

Подпись длинная – характеризует человека как дотошного, обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубже вникать в суть дела, упрямого, усидчивого.

Однако этот признак достаточно спорен, так как длина подписи зависит от условий ее написания и ее предназначения. Одно дело – автограф, другое – подпись под юридическим документом.

Характер соединения букв.

Соединение букв в подписи говорит о наличии логики у человека, но при этом он может быть консервативен в своих взглядах.

Более гибкое мышление проявляют люди, у которых в подписи присутствуют умеренные разрывы между буквами.

Излишнее количество разрывов в подписи, особенно использование печатных букв, – чаще всего говорит о непредсказуемости человека, о ­необдуманном героизме, о стремлении обратить на себя внимание.

Такое излишнее количество разрывов можно видеть в подписи Анжелины Джоли (Пример 4), а единое соединение букв – в подписях Бисмарка (Пример 8), Трампа (Пример 6) и Черчилля (Пример 7).

Разборчивость подписи.

Разборчивость подписи обычно говорит об открытости человека и о стремлении быть понятым окружающими. Неразборчивость подписи – это всегда скрытность, эгоизм и наличие повышенной ­требовательности к окружающим.

Пример 9

Айседора Дункан

СвернутьПоказать
Айседора Дункан

Подпись Айседоры Дункан неразборчива, что должно говорить о скрытности и эгоизме. Однако этого недостаточно. Особенностью подписи являются и мелкие, практически не читаемые буквы с «острыми штрихами». Наличие мелких букв с элементами вертикального всплеска – это результат перенесенного стресса, инсульта, инфаркта. Единое соединение букв в подписи говорит о склонности к логике, а «стремление вверх» подписи об оптимизме и целеустремленности человека. «Острые штрихи» – свидетельство жесткости человека, способности к принятию жестких решений, меняющих всю его жизнь.

И действительно в жизни Айседоры Дункан (американской танцовщицы-новатора, основоположницы свободного танца, жены поэта Сергея Есенина) встречались факты, говорящие именно об этих чертах характера. Так в 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Она говорила: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала». Дункан не была просто артисткой и танцовщицей, ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства – она мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Отсюда и резкий взлет ее подписи вверх, как демонстрация стремления к новому.


«Петли» в подписи.

Если подпись помещается в петле и при этом состоит из двух, трех букв – это говорит о скрытности и независимости характера человека. Считается, что он как бы отгораживается от всех, демонстрируя свою отчужденность.

Такие петли есть в подписи Камерон Диаз – американской модели и ­актрисы и Лиа Ремини – американской актрисы и модели:

Пример 10

Подпись Камерон Диаз

СвернутьПоказать
Подпись Камерон Диаз
Пример 11

Подпись Лиа Ремини

СвернутьПоказать
Подпись Лиа Ремини

Другой вариант – когда подпись начинается с большой петли и переходит в нечитаемые буквы, завершаясь вертикальным «всплеском» с точкой или горизонтальным штрихом. Считается, что такая подпись – ­признак властолюбия:

Пример 12

Глория Стайнем

СвернутьПоказать
Глория Стайнем

Композицию петель и завершающего штриха по горизонтали мы видим в подписи Глории Стайнем – феминистки, которая стала некоронованным лидером женского движения в Соединенных Штатах с 1970 года.


Украшение подписи.

Встречаются подписи, украшенные непонятными символами. Чем больше такой «загруженности», тем больше данный человек способен все преувеличивать и создавать проблемы из ничего. В отдельных ­случаях это признак комплексов.

Однако иногда украшения всего лишь характеризуют художественный вкус человека и связаны с его профессией.

Пример 13

Мишель Д’Анастасио

СвернутьПоказать
Мишель Д’Анастасио

Подпись Мишеля Д’Анастасио весьма оригинальна. Однако надо учитывать, что он левша и его профессия – каллиграфия, он живописец и графический дизайнер. Его работы демонстрируют гармонию букв и абстрактных знаков.


Росчерк часто является неотъемлемой частью подписи и может многое сказать о его владельце. Укажем некоторые феномены росчерков:

Подчеркивание всей подписи по длине – это «бонапартизм», желание показать свою решительность бороться до конца и при этом опираться в большей части только на себя и на свой жизненный опыт. Принцип жизни таких людей – «Вы еще обо мне узнаете!» Одновременно это признак упрямства, резкости, как результата несоответствия результатов деятельности и интеллекта. Такой росчерк мы ­видим в подписи актрисы Умы Турман (Пример 14).

Пример 14

Подпись Умы Турман

СвернутьПоказать
Подпись Умы Турман

Перечеркивание штрихом подписи встречается очень редко и говорит о самокритичности человека, сомневающейся натуре, самоедстве. Такой человек постоянно собой недоволен, чересчур самокритичен и очень ­сомневается в своих силах. Именно такая подпись у Иммануила Канта.

Пример 15

Иммануил Кант

СвернутьПоказать
Иммануил Кант

Немецкий поэт Генрих Гейне очень точно сказал: «Изложить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории». Иммануил Кант, уроженец прусского города Кенигсберга (Калининград), почти безвыездно прожил там, ведя обычную жизнь обывателя: окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и после десятилетней работы домашним учителем до конца дней преподавал в том же Кенигсбергском университете. Но ему принадлежат глубокие исследования сути, границ и методов познания. Он признавался: «Две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне».


Любое удлинение подписи росчерком, уходящим вверх или горизонтально, говорит о нежелании человека допускать кого-либо в свои дела. Чем длиннее такой «хвостик», тем нетерпимее его обладатель к различного рода приказам и замечаниям в свой адрес. Причем удлинение по горизонтали в отрыве от подписи может подчеркивать в характере человека обособленность суждений. Удлинение подписи, переходящее в вертикальный штрих, говорит о способности человека проявить жесткость к другим (см. Пример 16).

Пример 16

Томас Эдисон

СвернутьПоказать
Томас Эдисон

Томас Эдисон – американский изобретатель и предприниматель. Он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрел фонограф.

Весь мир сейчас освещается благодаря усилиям двух великих изобретателей – Томаса Эдисона и Николы Теслы, которые не только продвигали две разные идеи (первый – постоянного, а второй – переменного тока), но при жизни были и личными врагами. А началось все с того, что молодой эмигрант сербского происхождения Никола Тесла в 1884 году устроился на работу в компанию Томаса Эдисона (Edison Machine Works) в качестве инженера по ремонту электродвигателей и генераторов постоянного тока. Весной 1885 года Эдисон пообещал Тесле 50 тыс. долларов (эквивалентно примерно 1 млн современных долларов), если у него получится конструктивно улучшить электрические машины постоянного тока, придуманные Эдисоном. Никола активно взялся за работу и вскоре представил 24 разновидности машины Эдисона, новый коммутатор и регулятор, значительно улучшающие эксплуатационные характеристики. Одобрив все усовершенствования, в ответ на вопрос о вознаграждении Эдисон отказал Тесле, заметив, что эмигрант пока плохо понимает американский юмор. Оскорбленный Тесла немедленно уволился.


* * *

Очевидно, что феномен графологии существует, но она еще не доросла до статуса «науки». Все зависит от квалификации специалиста, его чувства «человека» и «почерка», что больше сродни искусству. Таких специалистов единицы. Хороший графолог может дать информацию о человеке даже по особенностям заполнения анкет. Например, если текст расположен (начинается) ближе к левой части края анкеты, при этом свободные строки заполнены штрихом, то это говорит об осторожности, осмотрительности и проницательности человека. Если кандидат начинает писать текст ближе к правой части строки анкеты, при этом слева оставляет много пустого места, то это говорит о бесхарактерности и нерешительности, взбалмошности. У такого человека ложный ­взгляд на вещи, натура увлекающаяся, отсутствие бережливости.

Но если даже у вас отличный графолог, его заключение будет всегда носить ориентировочный характер и может быть использовано лишь для принятия решения о дополнительных проверках, но никак не может быть единственным основанием для кадровых решений. Ведь если бы людей отбирали только исходя из выводов графологов, то Великобритания лишилась бы Уинстона Черчилля, и вряд ли на работу взяли бы ­Томаса Эдисона. Хотя определенные выводы все же сделать можно.

См. статью «Оформление реквизита "Подпись" в отсутствие должностного лица»
См. статью «Подписи на бухгалтерских документах»

Сноски

СвернутьПоказать
  1. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку: Учебно-метод. пособие / ГУАП. – СПб., 2006. – 92 с. Вернуться назад

  2. Кравченко В.И. Графология: характер по почерку: Учебно-метод. пособие / ГУАП. – СПб., 2006. – 92 с. Вернуться назад

  3. Dr. Beyerstein The Encyclopedia of the Paranormal, 1996. Prometheus Books. Вернуться назад

  4. На момент публикации статьи (в 2015 году) Дональд Трамп еще не был избран Президентом США (в 2017 году) Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.