Top.Mail.Ru
Бухгалтер – это человек, которому жизненно необходимо умение оказывать влияние на коллег и убеждать начальство. В зависимости от того, с кем приходится общаться, применяются разные методы. Их можно классифицировать на методы спора (аргументации), манипулирования и давления. Автор рассказывает, когда и как их лучше применять, чтобы они помогли вам в работе.

Чтобы преуспеть, сделать карьеру или просто хорошо выполнять работу, бухгалтеру надо уметь убеждать. Есть разные способы влияния на людей, которые отличаются друг от друга. Мы поговорим о сильных и слабых сторонах каждой из стратегий, методах и приемах.

Тема влияния на людей – одна из самых жизненных. Мы боремся друг с другом за место под солнцем и стремимся занять ведущие позиции в социуме, поэтому нам интересны методы и приемы убеждения, давления, манипулирования. Вся литература и кинематограф пронизаны темой влияния и противостояния влиянию. Люди смотрят сериалы, потому что в них есть интрига, стратегия и тактика заговоров, альянсы, победы и поражения. Возможно, когда-нибудь человечество откажется от конкуренции, но пока это не так, мы учимся побеждать. Одни овладевают искусством управления подчиненными, другие изучают единоборства, третьи становятся уникальными профессионалами в своей области. Все это способы одержать победу, показать свою значимость, реализоваться.

Стоит ли говорить о том, что бухгалтер – это человек, которому тоже необходимо умение оказывать влияние на коллег? В организации между отделами существует конкуренция. Руководители любят говорить о командном духе, коллективных усилиях и общем результате, но все прекрасно знают, что это всего лишь декларации. Есть любимчики и отверженные, кому-то позволено строить свой авторитет за счет других, а кто-то должен постоянно оправдываться.

Пример 1

В растущей компании директор по развитию постоянно ездит в командировки. Причем часто это происходит неожиданно. Он влетает в бухгалтерию без десяти шесть вечера, говорит, что уезжает с утра, требует, чтобы оформили приказ и выдали денег под отчет. К этому времени касса уже закрыта, а руководителя компании нет на месте, чтобы подписать документы. Но директор по развитию скандалит, а на утренней планерке жалуется, что бухгалтеры-бюрократы сорвали важную поездку. Главный бухгалтер оправдывается, а руководитель компании говорит, что бухгалтерия всегда ставит палки в колеса вместо того, чтобы помогать.

Нужно учиться убеждать коллег и начальство, чтобы таких ситуаций не возникало. Но как? Книг на эту тему написано немало, однако они не всегда полезны на практике, потому что дают противоположные рекомендации. Есть книги, где акцент делается на умении вызывать симпатию, вроде «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги, а есть такие, которые учат самоутверждаться и даже проявлять агрессию. Примерно такая же ситуация с семинарами и тренингами. Отдельные бизнес-тренеры делают акцент на доброжелательности, другие учат быть настойчивыми. Где истина? Как нужно вести себя на ­самом деле?

Все техники, приемы и методики работают, когда они употребляются в правильном контексте. Размышления о том, что лучше – мягко убеждать или, напротив, – побеждать железными аргументами, напоминают спор воспитанников детского сада о преимуществе самолетов перед атомными подводными лодками. Любому здравомыслящему человеку понятно, что эффективность военной техники определяется не размерами или скоростью, а тем, в каких условиях ее используют, каковы сопутствующие обстоятельства и уровень подготовки личного состава.

В чем различие методов

В зависимости от того, с кем приходится общаться, применяются разные методы. Их можно классифицировать таким образом: методы спора и аргументации, методы манипулирования и методы давления (Таблица).

характеристика методов убеждения

Осознанность в таблице означает, насколько человек осведомлен о том, что на него оказывают воздействие. Например, когда двое спорят, то каждый из них знает, что один влияет на другого. А вот психологическая манипуляция предполагает скрытый характер воздействия. Объект может ощущать, что на него как-то влияют, но не понимает с какой целью. Манипуляция обычно маскируется. Давление – это открытое противостояние, принуждение, которое также осознается обеими сторонами взаимодействия.

Учет интересов во время спора высок. Люди соблюдают правила приличия и с уважением относятся друг к другу, когда обосновывают ту или иную точку зрения. Во время манипуляций интересы объекта воздействия, как правило, ущемляются, и уж тем более это касается открытого давления.

Аргументация

Если...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.