Top.Mail.Ru

Оптимальное поведение менеджеров: мифы и реалии

Попробуем прикоснуться к неписаным правилам поведения эффективных управленцев, которые знают о человеческой душе нечто большее, чем остальные. Хотя она все равно остается «загадкой за семью печатями», окутанной мифами. Мы расскажем вам о том, чего вы не найдете в западных учебниках по ­управлению персоналом.

Вам вряд ли удастся найти должностную инструкцию, в которой было бы четко прописано поведение менеджера с учетом всех профессиональных и человеческих особенностей. Управленец «рулит» не бизнес-процессами, а людьми, которые влияют на эти бизнес-процессы. Потому он должен глубоко понимать человеческую природу, а это уже искусство, в котором совершенствоваться можно бесконечно. И не случайно в советские и перестроечные годы лучших выпускников философских факультетов активно приглашали на работу в партийные структуры и КГБ.

Зачем нам правила?

Сейчас в России плановую экономику, разрушенную во времена перестройки, пытаются заменить иностранными, суррогатными моделями ведения бизнеса, совершенно не адаптированными к нашей ментальности. Отечественные купеческие традиции были сметены революционными преобразованиями и позднее всячески дискредитировались, как мещанские, потому приходится признать их уничтожение на корню. Бессмысленно пытаться восстановить именно их, сам мир изменился, ­потому строить нужно что-то новое.

Пример 1

Например, «купеческое слово» базировалось на том, что большинство контактирующих людей «знали друг друга, а если и не знали, то слышали». И когда человек не держал своего слова, то в купеческой среде об этом узнавали и долго помнили, потому не хотели иметь с ним дело. Более того, помнили не только поступки человека, но и его отца, деда и т.п. Честное слово – это еще и инструмент формирования доверия, без которого люди вместе бизнесом заниматься не станут, оно позволяло «экономить на юристах» и проще заключать сделки. Привычка ценить свое слово за много-много поколений так въелась в купцов, что это было для них уже естественным, глубоко укоренившимся качеством. Утерявших его купеческая среда выбрасывала во вне.

Законы этого «закрытого клуба» хорошо знал Островский и показывал в своих пьесах. Вот диалог из «Бесприданницы»:

Лариса (взглянув на Вожеватова):
- Вася, я погибаю!..

Вожеватов:
- Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы... я ничего не могу.
Верьте моему слову!

Лариса:
- Да я ничего и не требую от тебя, я прошу только пожалеть меня.
Ну, хоть поплачь со мной вместе!

Вожеватов:
- Не могу, ничего не могу.

Лариса:
- И у тебя тоже цепи?

Вожеватов:
- Кандалы, Лариса Дмитриевна.

Лариса:
- Какие?

Вожеватов:
- Честное купеческое слово.

Сейчас в отсутствие собственной устоявшейся бизнес-традиции вакуум пытаются заполнить импортной корпоративной субкультурой. Китайские, американские и европейские компании сильно отличаются друг от друга. В них по-разному предлагают расти и развиваться менеджерам, разные предъявляются требования к внешнему виду, манере поведения, стилю ведения бизнеса и взаимоотношений в команде. Но недаром говорят: «Что русскому хорошо, то немцу смерть». Методики и принципы управления персоналом, должны учитывать менталитет «объекта» своего воздействия. А наше отличие от европейцев, американцев, китайцев и японцев ­существенное.

Пример 2

Во времена Петра I немецкие торговцы порой отказывались ехать в российскую глубинку с товаром без охраны, страх за свою жизнь основывался на непонимании наших традиций и устоев, а наша манера ведения торговых дел немцев повергала в шок. Чопорность, педантичность, немецкая аккуратность и порядок во всем испытывались на прочность. Миф о том, что с русскими невозможно торговать, был разрушен царем Петром с помощью компромиссных указов и предписаний, вводимых в торговое дело, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы».

А фактически что мешало начать широкую торговлю? Разный менталитет, отсутствие доверия. Петр I начал формировать среду с понятными обеим сторонам правилами игры.

С похожей задачей сталкиваются современные менеджеры – нужно формировать правила игры, которые бы приняло большинство и которые бы сделали деловую среду жизнеспособной, а не деградирующей и саморазрушающейся.

Как соотносятся однокоренные слова «правило» и «править»? В правиле отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо явлений, причин и следствий. Менеджеры, понимающие правила, получают возможность править или управлять. Кстати, у слова «править» есть еще такие оттенки смысла, как исправлять, делать правильным.

На самом деле правила не придумываются, они заимствуются у Вселенной, разумеется, с теми субъективными поправками, которые ­привносит в них человек.

Пример 3

Внимательные инженеры уже много чего позаимствовали у природы. Например, прочность сотовой структуры и реактивный двигатель. Да, да, принцип его действия был замечен в опытах с простейшими (класс жгутиковых). Медузохлорис фиоле походит на медузу по типу передвижения: сдвигая сидящие по краям зонтиковидного тела жгутики, это простейшее выбрасывает струю воды и благодаря этому движется в противоположном направлении. Еще совершеннее принцип реактивного движения реализуется у краспедотеллы пилеолюс: вода набирается внутрь тела, а затем с силой выбрасывается через сужаемые к тому времени отверстия.

Пример 4

В управлении людьми используется принцип, замеченный у насекомых (светлячков и др.). Отдельные особи действуют несинхронно и разнонаправленно, но если одновременно 5–7% особей что-то сделали одинаково, то вся масса начинает действовать так же. Позже аналогичные эксперименты были проведены с людьми и подтвердили справедливость этого правила: 5–7% активных в нужный момент «подсадных уток» способны управлять действиями толпы.

Мудрым людям, озаренным...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).