Пожалуй, наибольшее число споров у предпринимателей возникает с налоговыми инспекциями. И это не удивительно, ведь налоги – основной источник дохода бюджета, и им уделяется особое внимание. Разрешить налоговый спор в свою пользу у коммерсантов получается далеко не всегда. Тем более что в большинстве случаев обратиться напрямую в суд они не могут, так как вначале нужно пройти процедуру «внутреннего» обжалования в налоговых органах. Поговорим о том, какие именно акты (действия, бездействие) налоговиков и в каком порядке можно обжаловать.
Прошло уже больше полутора лет с того момента, когда в России было введено обязательное досудебное обжалование практически всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц1. Однако практика показывает, что вопросов по этой процедуре не становится меньше. Разберемся, в каком порядке следует обжаловать акты (действия, бездействие) и как сделать это максимально эффективно.
Возможность обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц установлена в подп. 12 п. 1 ст. 21 и в ст. 137 НК РФ.
В большинстве случаев предприниматель должен сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, которым обычно выступает управление налоговой службы по соответствующему региону (реже – ФНС России). И только если результат рассмотрения жалобы бизнесмена не устроит, он сможет обратиться в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Сразу в суд можно обжаловать (п. 2 ст. 138 НК РФ):
- ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб;
- ненормативные акты ФНС России;
- действия или бездействие должностных лиц ФНС России.
Жалобы бывают разные
Порядок обжалования зависит от того, что именно обжалуется. Если речь идет об обжаловании обычных актов (не по результатам проверок), а также действий (бездействия) должностных лиц, то применяются одни правила. Если же обжалуется решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности – другие. Впрочем, в обеих процедурах есть немало общего.
И в том, и в другом случае в подаваемой жалобе нужно указать (п. 2 и 3 ст. 139.2 НК РФ, информация ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган»):
- наименование органа, в который подается жалоба (если жалоба подается конкретному лицу, следует указать его должность и Ф.И.О.);
- данные о предпринимателе (наименование, адрес, телефон, электронная почта,...