Top.Mail.Ru

Почему надо проверять контрагентов

Налоговики считают, что налогоплательщики должны самостоятельно, проявляя активность и осмотрительность, проверить правовой статус и деловую репутацию контрагентов. В противном случае они несут риски возникновения убытков и ущерба от неблагонадежных партнеров. Весной ФНС России выпустила письмо, в котором рассказала, как проверять статус и надежность коллег по бизнесу. Обращать внимание, например, надо на наличие информации в ЕГРЮЛ, данные о фактическом местонахождении контрагента, его складских и производственных помещениях и пр. Автор рассказывает, где и какую информацию можно найти о партнерах в Интернете.

Недавно ФНС России в письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 (далее – Письмо) разъяснила некоторые особенности проверки налогоплательщиками своих контрагентов. Смысл Письма – помочь налогоплательщикам выявить неблагонадежных контрагентов, которые своими высокорискованными и (или) мошенническими действиями могут причинить ущерб добросовестным налогоплательщикам (например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета). Расскажем, как налоговая служба рекомендует проверять контрагентов.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

В Письме налоговики посоветовали налогоплательщикам самостоятельно, проявляя активность и осмотрительность, проверять правовой статус и деловую репутацию контрагентов. В противном случае налогоплательщики несут риски возникновения убытков и ущерба от неблагонадежных контрагентов.

Необходимо отметить, что Пленум ВАС РФ еще в постановлении от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53) указал, что практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия компании, в результате которых она получает налоговую выгоду, экономически оправданны, а сведения в ­налоговой декларации и бухгалтерской отчетности – достоверны.

В то же время налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности (осторожности) и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности). В подобной ситуации суд отказывает в получении налоговой выгоды (п. 10 и 11 Постановления № 53).

Таким образом, как справедливо указано в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2015 № Ф09-1487/15, выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.

Очевидно, что задача добросовестного налогоплательщика – самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел.

Примечательно, что в Письме ни слова не говорится о так называемых фирмах-«однодневках». А ведь...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.