Top.Mail.Ru

Порядок отражения в учете убытков

Рассмотрим порядок отражения в учете понесенных организацией убытков в различных ситуациях (при их отсутствии в регистрах бухгалтерского учета, но наличии в налоговом учете, а также в случае получения налогооблагаемой прибыли). Затем на примерах покажем порядок исправления в отчетности ошибочно не списанных расходов прошлых лет.

Многие компании сталкиваются в своей работе с убытками по итогам года. Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете понесенного организацией убытка в различных ситуациях, например, при отсутствии такового в регистрах бухгалтерского учета, а также если убытки есть в регистрах, но получена налогооблагаемая прибыль.

Причина появления убытков

Первоочередной целью создания любой коммерческой организации является получение прибыли для ее учредителей (участников). Однако возможность ее получения далеко не всегда означает ее фактическое получение. Очень много организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, несут от своей деятельности (периодически, а то и постоянно) убытки. Причин здесь превеликое множество, как объективных, так и субъективных.

Политика руководства

К примеру, многие руководители уверены в своих предпринимательских талантах и весьма озабочены экономией на налогах от той «сумасшедшей» прибыли, которую они непременно будут получать, как только организация начнет деятельность под их мудрым руководством. Для этого максимально возможное количество расходов начинают считать в налоговом учете косвенными и относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли ежемесячно, независимо от факта получения выручки ­(начисления налогооблагаемого дохода).

Но, к сожалению, большая часть проектов оказывается не столь успешной, как того хотелось бы собственникам. Доходы оказываются намного меньшими и весьма нерегулярными, а расходы возникают каждый месяц и к тому же имеют тенденцию к неуклонному росту. И начинают возникать проблемы как с банками (которые не рвутся кредитовать убыточные фирмы), так и с налоговыми инспекциями. Последним, точно так же, как в старые времена министерствам, трестам, главкам и другим вышестоящим учреждениям, не по душе организации, показывающие убытки. Их вызывают на так называемые «убыточные комиссии» (хотя их функционирование официально и не предусмотрено), после которых можно отчитаться наверх о проведении работы с налогоплательщиками по ­вопросу налаживания их прибыльной деятельности.

Хотя можно было бы избежать этих проблем, признавая большую часть расходов прямыми и отражая в составе затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), то есть в незавершенке. Но об этом надо было думать раньше. А изменить учетную политику и признать косвенные расходы прямыми можно будет только со ­следующего года (ст. 313 НК РФ).

Толкование норм налоговиками

Кроме того, к убыткам (на наш взгляд, необоснованным) может привести и следование толкованию некоторых положений НК РФ, предлагаемому финансовым ведомством. Например, в части порядка признания процентов по кредитам, полученным под строительство или ­приобретение объектов основных средств.

В регистрах бухгалтерского учета (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н) начисленные проценты подлежат включению в стоимость возводимого объекта, признаваемого инвестиционным активом.

Начисление их подлежит отражению ежемесячными записями:

Дебет счета 08 Кредит счета 66 (67).

Для целей налогообложения прибыли проценты по займам и кредитам признаются внереализационными расходами вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего либо инвестиционного) (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Отсюда довольно часто делается вывод, что в процессе строительства объекта, в отличие от регистров бухгалтерского учета, они не включаются в его первоначальную стоимость. Такого же мнения придерживаются и контролеры (письма Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/398, ФНС России от 29.09.2014 № ГД-4-3/19855).

Если организация не ведет другой деятельности, кроме строительства объекта, то в регистрах бухгалтерского учета у нее будут нулевой финансовый результат (она начнет получать прибыль после ввода объекта в ­эксплуатацию) и убыток – для целей налогообложения прибыли.

На наш взгляд, большинство специалистов (в том числе и чиновники) в данной ситуации несколько неверно трактуют нормы налогового законодательства. Все расходы организации в первую очередь делятся на уменьшающие налогооблагаемую прибыль и не уменьшающие ее (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Затраты на приобретение (строительство) основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль через механизм амортизации (в течение всего срока эксплуатации). Стоимость объекта, от которой и начисляется амортизация, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).

Подробного перечня затрат,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.