Рассмотрим порядок отражения в учете понесенных организацией убытков в различных ситуациях (при их отсутствии в регистрах бухгалтерского учета, но наличии в налоговом учете, а также в случае получения налогооблагаемой прибыли). Затем на примерах покажем порядок исправления в отчетности ошибочно не списанных расходов прошлых лет.
Многие компании сталкиваются в своей работе с убытками по итогам года. Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете понесенного организацией убытка в различных ситуациях, например, при отсутствии такового в регистрах бухгалтерского учета, а также если убытки есть в регистрах, но получена налогооблагаемая прибыль.
Причина появления убытков
Первоочередной целью создания любой коммерческой организации является получение прибыли для ее учредителей (участников). Однако возможность ее получения далеко не всегда означает ее фактическое получение. Очень много организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, несут от своей деятельности (периодически, а то и постоянно) убытки. Причин здесь превеликое множество, как объективных, так и субъективных.
Политика руководства
К примеру, многие руководители уверены в своих предпринимательских талантах и весьма озабочены экономией на налогах от той «сумасшедшей» прибыли, которую они непременно будут получать, как только организация начнет деятельность под их мудрым руководством. Для этого максимально возможное количество расходов начинают считать в налоговом учете косвенными и относить на уменьшение налогооблагаемой прибыли ежемесячно, независимо от факта получения выручки (начисления налогооблагаемого дохода).
Но, к сожалению, большая часть проектов оказывается не столь успешной, как того хотелось бы собственникам. Доходы оказываются намного меньшими и весьма нерегулярными, а расходы возникают каждый месяц и к тому же имеют тенденцию к неуклонному росту. И начинают возникать проблемы как с банками (которые не рвутся кредитовать убыточные фирмы), так и с налоговыми инспекциями. Последним, точно так же, как в старые времена министерствам, трестам, главкам и другим вышестоящим учреждениям, не по душе организации, показывающие убытки. Их вызывают на так называемые «убыточные комиссии» (хотя их функционирование официально и не предусмотрено), после которых можно отчитаться наверх о проведении работы с налогоплательщиками по вопросу налаживания их прибыльной деятельности.
Хотя можно было бы избежать этих проблем, признавая большую часть расходов прямыми и отражая в составе затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), то есть в незавершенке. Но об этом надо было думать раньше. А изменить учетную политику и признать косвенные расходы прямыми можно будет только со следующего года (ст. 313 НК РФ).
Толкование норм налоговиками
Кроме того, к убыткам (на наш взгляд, необоснованным) может привести и следование толкованию некоторых положений НК РФ, предлагаемому финансовым ведомством. Например, в части порядка признания процентов по кредитам, полученным под строительство или приобретение объектов основных средств.
В регистрах бухгалтерского учета (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н) начисленные проценты подлежат включению в стоимость возводимого объекта, признаваемого инвестиционным активом.
Начисление их подлежит отражению ежемесячными записями:
Дебет счета 08 Кредит счета 66 (67).
Для целей налогообложения прибыли проценты по займам и кредитам признаются внереализационными расходами вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего либо инвестиционного) (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Отсюда довольно часто делается вывод, что в процессе строительства объекта, в отличие от регистров бухгалтерского учета, они не включаются в его первоначальную стоимость. Такого же мнения придерживаются и контролеры (письма Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/398, ФНС России от 29.09.2014 № ГД-4-3/19855).
Если организация не ведет другой деятельности, кроме строительства объекта, то в регистрах бухгалтерского учета у нее будут нулевой финансовый результат (она начнет получать прибыль после ввода объекта в эксплуатацию) и убыток – для целей налогообложения прибыли.
На наш взгляд, большинство специалистов (в том числе и чиновники) в данной ситуации несколько неверно трактуют нормы налогового законодательства. Все расходы организации в первую очередь делятся на уменьшающие налогооблагаемую прибыль и не уменьшающие ее (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Затраты на приобретение (строительство) основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль через механизм амортизации (в течение всего срока эксплуатации). Стоимость объекта, от которой и начисляется амортизация, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).
Подробного перечня затрат,...