Top.Mail.Ru

Что изменилось в нормативном регулировании отрасли в 2014 году и планы на будущее (часть 2)

В этом номере журнала мы рассматриваем скромные изменения архивного законодательства, ситуацию с созданием государственных электронных архивов и ­состояние методического обеспечения нашей отрасли, в т.ч. планы по его ­изменению в 2015 году.
Окончание статьи. Начало в № 04 / 2015
Окончание статьи. Начало в № 04 / 2015

Изменения в архивном законодательстве

На фоне многочисленных перемен в законодательстве по различным вопросам успехи в совершенствовании законодательства об архивном деле выглядят весьма скромно.

Самым крупным достижением 2014 года стало законодательное закрепление правомочности разработки и утверждения «Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения». Федеральный закон от 04.10.2014 № ­289-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил статью 23 закона об архивном деле частью 11 ­следующего содержания:

Фрагмент документа

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Статья 23. Обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами

...11. Специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает совместно с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения указанных документов и утверждает инструкцию по применению этого перечня.

Уточнено (часть 3 статьи 6), что теперь специальный уполномоченный орган утверждает не только перечни архивных документов, но и «инструкцию по применению этих перечней». Это достаточно серьезное изменение, поскольку, например, «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» был утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 без раздела «Указания по применению» именно по той причине, что его наличие не было предусмотрено законодательством.

Еще одним, при этом весьма спорным «достижением» стала разработка законопроекта № 623267-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”», который, по мнению его инициаторов, позволит «сократить расходы на содержание кадровых документов в государственных и муниципальных архивах, в архивах органов государственной власти и местного самоуправления, в организациях независимо от формы собственности». Законопроектом предполагается сократить сроки временного хранения документов по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного ­страхования» (т.е. документы, созданные после 2003 года), с 75 лет до 20 лет.

Можно согласиться с тем, что жестко держаться за 75-летний срок хранения, действительно, не имеет смысла в случае, если будет доказано практикой, что Пенсионный фонд в полной мере обеспечивает сохранность информации о пенсионных правах российских граждан в электронном виде. К сожалению, пояснительная записка к законопроекту подготовлена в худших традициях российской бюрократии – в ее основе лежат взятые с потолка «мысли», а не данные объективного мониторинга потоков запросов в государственные архивы о подтверждении пенсионных прав по документам, созданным после 2003 года. В пояснительной записке приводятся данные только о том, на сколько сократятся затраты архивов на хранение документов по личному составу. Ее авторам и в голову не пришло подумать о рисках для социальной стабильности страны, негативные ­последствия которых могут мгновенно перечеркнуть всю эту «экономию»:

Фрагмент документа

Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 623267-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”» 1

В государственных и муниципальных архивах хранится около 17 млн. дел по личному составу, созданных после регистрации гражданина в качестве ­застрахованного лица, которые по действующему законодательству следует хранить 75 лет.

Ежегодно на хранение принимается около 1,5 млн. дел. Стоимость хранения одного дела в ценах 2013 года – 40 рублей.

Если документы, созданные, например, в 2000 году, будут храниться в государственных и муниципальных архивах 75 лет (как это предусмотрено действующим законодательством), то затраты на их хранение по ценам 2013 года составят 4,5 млрд. рублей. Если срок их хранения будет сокращен до 20 лет, то затраты составят 1,2 млрд. рублей.

Кроме этого, в случае уничтожения по результатам экспертизы ценности документов, созданных начиная с 2000 года, ежегодно до 1,4 млн. дел, с 2016 года ежегодно будут освобождаться от документов площади архивохранилищ в объеме 2,3 тыс. кв. м. Это позволит ежегодно принимать на хранение более 900 тыс. дел постоянного хранения.

Миллиарды, конечно впечатляют, но не стоит забывать о том, что до 2023 года (это будет первый год, когда можно будет законно провести уничтожение документов по личному составу в соответствии с предложенными поправками) никакого освобождения площадей не предвидится ни в государственных, ни в ведомственных архивах. За это время пенсионное законодательство еще не раз может претерпеть изменения. А тем временем обязательно найдутся руководители, которые воспользуются сокращением сроков хранения в качестве повода для уничтожения кадровых документов, и что им будет грозить за ошибочную ­интерпретацию положений законодательства – неизвестно.

С моей точки зрения, непродуманные действия в отношении документов, подтверждающих пенсионные права граждан, могут нанести стране гораздо более существенный политико-экономический ущерб, чем все санкции против России вместе взятые. Этот вопрос следовало бы дополнительно изучить и вынести на широкое общественное обсуждение. Возможно поэтому законопроект движется не самым быстрым образом к своей заветной цели стать законом: он был внесен в Госдуму РФ 15 октября 2014 года, первое чтение прошел 23 января 2015 года, на этом пока все.

Вопрос о создании государственных электронных архивов опять повис в воздухе

К сожалению, в плане решения вопроса об организации архивного хранения электронных документов куда больше усилий было предпринято в последнее время Минкомсвязи, чем тем федеральным органом государственной власти, на который официально возложена ­ответственность за регламентацию работы с архивными документами.

24 марта 2014 года в Минкомсвязи состоялось заседание рабочей группы технических экспертов при Экспертном совете по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти, на котором прошло первое обсуждение проекта Концепции...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).