У каждого из бизнесменов есть множество важных документов, которые накопились у него за время ведения деятельности. Статья расскажет о сроках их хранения, а также об ответственности, к которой может быть привлечен предприниматель в случае их утраты.
В процессе деятельности любого предпринимателя образуется множество документов. Часть из них он составляет сам (например, налоговую отчетность и индивидуальные карточки, необходимые для исчисления страховых взносов), часть – получает от других лиц (различные акты, накладные и пр.). Расскажем, где, как и в течение какого времени необходимо хранить ту или иную документацию.
Обязанность хранить документы для коммерсантов установлена законодательно. В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» говорится, что предприниматели обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение установленных сроков. Причем найти эти сроки в каком-нибудь одном нормативном правовом акте невозможно. Для документов, относящихся к тому или иному виду деятельности предпринимателя, установлены свои сроки хранения. Например, если коммерсант занимается рекламным бизнесом или сам рекламирует свои товары (работы, услуги), он должен учитывать положения ст. 12 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Там сказано, что рекламные материалы (в т.ч. изменения в них) или их копии, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров. Впрочем, если эти документы нужны еще и для исчисления налогов, то срок хранения увеличивается до четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Практика показывает, что наибольшее количество вопросов у бизнесменов возникает в отношении документов, связанных с налогообложением и уплатой страховых взносов. Сроки хранения таких документов закреплены в НК РФ и Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, далее – Перечень).
Документы для налоговой
Налогоплательщики (в т.ч. предприниматели) обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета, а также документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Аналогичное правило закреплено в п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом...