Top.Mail.Ru

Как «укротить» босса: применяем типологию руководителей

В психологии есть понятие «типологии личности». Это способ деления людей на категории, чтобы с ними было легче общаться. Бухгалтеру важно знать, к какому типу ­личности относится начальник, чтобы успешно с ним решать возникающие в­опросы.

Чтобы договориться с начальником, его нужно понять. Поведение человека зависит от многих факторов и, не в последнюю очередь, – от ценностей, ­установок и воспитания. Давайте разберемся в этом подробнее.

О взаимоотношениях начальников и подчиненных можно говорить бесконечно. Тема эта неисчерпаема, как космос. Ее обсуждают везде – и на работе, и в семейном кругу, и с друзьями. Работники часто считают, что к ним относятся несправедливо и эксплуатируют, а потому недолюбливают начальство. Народный фольклор богат историями о глупых и жадных начальниках и смекалистых работниках1. Но какими бы ни были руководители, с ними приходится считаться. А для этого нужно хорошо разбираться в их психологии. Для главного бухгалтера взаимоотношения с руководством – основа нормальной работы. Если нет контакта, то из организации можно уходить. Слишком велики психологические и моральные издержки.

В психологии есть понятие «типологии личности». Это способ деления людей на категории, чтобы с ними было легче общаться, управлять ими и т.д. В маркетинге, например, говорят о различных типах с точки зрения потребительского поведения. В управлении персоналом подчиненных разделяют на разные типы с точки зрения мотивации, профессионального опыта и т.д. Мы тоже попытаемся «классифицировать» руководителей. Но при этом сделаем небольшую оговорку. «Измерить» личность тестами или описать схемами можно лишь отчасти. Человек постоянно меняется. Но можно составить приблизительное описание типов, которое поможет в общении.

Как появляются разные типы начальников

Для руководителя определяющими являются воспитание в раннем возрасте и карьера.

Детство

На человека в процессе жизни влияет множество факторов, которые создают впоследствии неповторимый стиль отношений с окружающими, определяют ценности и приоритеты. Большое значение имеет то, как воспитывали ребенка в раннем детстве, до 5–7 лет. Если он рос в нормальной, полной семье, то, с большей вероятностью, вырастет ­адекватным взрослым, будет хорошим руководителем и исполнителем.

Что такое нормальная семья? Где никто из родителей не злоупотреблял алкогольными напитками, не подавлял физически или психологически. Дети очень впечатлительны и, как губка, впитывают из окружающей среды эмоции, фразы, настроения родителей. Потом, уже во взрослом ­возрасте, они ведут себя точно также как их родители.

Пример 1

Про самодурство коммерческого директора российской торговой компании ходят легенды. Он вырос в семье руководителя завода. Отец очень уставал на работе и, вернувшись домой, срывал на детях зло, кричал, иногда мог «поучить» и ремнем. Сына воспитывал строго – требовал самых лучших оценок в школе, а за двойки ­нещадно порол. Ребенок вырос и тоже стал начальником.

Коммерческий директор ведет себя на работе так же, как когда-то вел в семье его отец. Капризно кричит, переходя на визг, импульсивно увольняет и жестоко относится к подчиненным. Ужиться с таким человеком довольно трудно, поэтому менеджеры его тихо ненавидят и мечтают уволиться. Не удалась и семейная жизнь: дети ненавидят, а жена бросила.

Подобных начальников стоит пожалеть, потому что, по сути, они – обделенные люди. Родители их не любили и привили настороженное, даже озлобленное отношение к миру.

Выше мы привели негативный пример, но есть множество примеров позитивных, когда положительный детский опыт воспитывает хороших и грамотных руководителей.

Карьера

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.