Top.Mail.Ru
Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Продолжаем просвещать менеджеров по персоналу, решивших проводить тренинги в своей компании самостоятельно. Сегодня мы расскажем о такой форме тренинговой активности, как дискуссия.

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. По крайней мере, так бизнес-тренеры позиционируют свою услугу. Они обычно противопоставляют тренинги лекциям, говоря о том, что первые более эффективны. Эффективность – довольно неопределенная характеристика, потому что мы не всегда знаем, что это слово означает в каждом конкретном случае.

В школе критерием успешности обучения являются отметки учеников за контрольные работы и итоговые годовые оценки. А как обстоит дело в бизнесе? Что считается эффективным, а что нет? Это не праздный вопрос. Дело в том, что учебный инструментарий подбирается конкретными преподавателями так, чтобы процесс обучения давал результат в соответствии с критериями эффективности. Чтобы эта мысль была ­понятна, рассмотрим пример, не связанный с бизнес-обучением.

Пример 1

В автошколах не учат мыслить и принимать решения на дороге в соответствии с правилами, а обучают правильно отвечать на билеты экзаменов по Правилам дорожного движения (ПДД). Главное – запомнить информацию, а потом ответить на вопросы. Действительно, для автошколы важно, чтобы ученики продемонстрировали на экзаменах отличное знание правил. А о том, как эти правила будут применять будущие водители, думают в последнюю очередь. Процент сдавших экзамен – это показатель эффективности обучения. Соответственно, методы, которые используются при изучении, направлены на успешную сдачу.

Что делают преподаватели теории на занятиях? Они объясняют тот или иной фрагмент правил, а затем раздают билеты. Слушатели курсов смотрят на картинку, оценивают, отвечают, а потом проверяют по ключу. И это эффективно, поскольку помогает сдать экзамены в ГИБДД.

Но ответы на экзамене и управление автомобилем в соответствии с ПДД – совершенно разные психические процессы. Конечно, инструкторы практической езды пытаются отработать применение правил на практике, но этого недостаточно. К тому же начинающий водитель испытывает сложности с координацией движений. Ему просто не хватает внимания смотреть на знаки, разметку и одновременно ­управлять машиной.

Если бы целью изучения теории было научиться правильно мыслить на дороге, то преподаватель бы моделировал различные ситуации «вживую». Например, рисовал на полу перекрестки, дорожки и заставлял учеников двигаться по ним, принимая решения в ограниченный промежуток времени, и т.д. Но такой подход в автошколах не популярен.

Критерии эффективности в бизнес-обучении

Бизнес-тренеры, как внутренние, так и внешние, знают, что руководители и собственники предприятий связывают успешное обучение с ростом прибыли. Это, конечно, спорный критерий, ведь увеличение доходов зависит не только от квалификации персонала, но и от массы других факторов – рекламы, грамотного маркетинга, системы мотивации и т.д. Тем не менее это понимание вносит некоторую ясность.

Обучение в бизнесе должно иметь максимальную практическую пользу, которую должно быть видно сразу после занятий. После тренинга по продажам надо, чтобы на лицах появилась улыбка, мимика стала доброжелательной, а клиенты стали чаще обращаться. Но это субъективная оценка. Должны быть и объективные критерии, которые можно подсчитать. К таким относятся увеличение количества покупок и размер ­среднего чека.

Пройдя тренинг управленческих навыков, менеджер должен более уверенно и профессионально управлять подчиненными, что выражается в правильном планировании, делегировании, распределении обязанностей. А в подразделении должна снизиться текучка и повыситься отдача, т.е. производительность труда или прибыль.

Может ли классическое «лекционное» вузовское образование обеспечить обучение такого уровня? Скорее всего, нет. И дело не в том, что оно хуже или лучше. Просто преподаватели нацелены на то, чтобы слушатели хорошо написали дипломные работы и сдали экзамены. Студенты должны хорошо запоминать.

Но бизнес-тренинг – другое дело, поэтому тренеры всячески подчеркивают практичность своих...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Полиграф в кадровой работе

Из статьи узнаете: что представляет собой исследование на полиграфе; как регламентируется его использование в российском законодательстве; в чем может быть польза от его применения работодателем, какие риски следует принимать во внимание; как сейчас складывается практика использования полиграфа в трудовых и связанных с ними отношениях. В вашем распоряжении – ​образцы формулировок в локальные нормативные акты и трудовые договоры, согласий на прохождение работниками и соискателями психофизиологического исследования с применением полиграфа и на обработку общих и специальных категорий персональных данных.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Как адаптироваться к работе после праздников

На последствия новогодних каникул жалуются многие работодатели. Их основная претензия заключается в том, что после праздников на рабочих местах сильно страдает дисциплина труда: работники тяжело включаются в трудовой процесс. Руководители организаций и кадровые службы задаются справедливым вопросом: что же сделать, чтобы праздники прошли для персонала без неблагоприятных последствий для трудового процесса, а работа после них началась наиболее эффективно? Даем рекомендации работникам и руководителям, чтобы после длительного отдыха все быстро и с новыми силами включились в работу.

Бесплатные российские сервисы видеоконференций

Несмотря на уход с российского рынка многих иностранных компаний, в том числе и сервисов для проведения онлайн-совещаний и встреч, нашим пользователям есть из чего выбрать. Знакомим вас с 6 популярными отечественными сервисами для проведения веб-конференций, перечисляем их основные функции, достоинства и недостатки. Сравниваем критерии их использования, чтобы вы могли выбрать наиболее подходящий вариант.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Подводные камни проверки компетенций работников

В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)? Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.