Top.Mail.Ru

Учетная политика в целях бухучета: вносим дополнения в течение года

Бухгалтеры нередко сталкиваются с ситуацией, когда в течение года появляются новые виды деятельности, организации приходится применять новые способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств. Так возникает необходимость внесения дополнений в учетную политику. Изучим ситуации, когда в течение года придется это сделать.

Рассмотрим, в каком случае можно дополнять и изменять учетную политику. Проанализируем особые случаи, которые требуют дополнения учетной ­политики в течение года.

Общие правила

Бухгалтеры нередко сталкиваются с ситуацией, когда в течение года появляются новые виды деятельности, организации приходится применять новые способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств. И вот здесь возникает необходимость внесения дополнений в учетную политику, которые не следует путать с изменениями.

Изменения начинают действовать только с начала следующего года, а условия, при которых изменяется учетная политика, приведены в ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском ­учете» (далее – Закон № 402-ФЗ):

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) ­отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Рассмотрим на примере изменение учетной политики.

Пример 1

ООО «Вектор» в апреле 2015 г. приняло решение с мая 2015 г. списывать товарно-материальные ценности в бухгалтерском учете другим способом, отличным от того, который закреплен в учетной политике организации. Данное решение ничем не обосновано. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ сделать это не получится. Придется дождаться 2016 г. и подготовить изменения в учетную политику на следующий, 2016 г.

Но это было бы возможно осуществить начиная с мая 2015 г., если бы у ООО «Вектор» появилась такая необходимость в результате вновь возникших фактов ­деятельности.

В случае внесения изменений на новый 2016 г. обновления следует привести в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности за 2015 г. Согласно п. 25 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее – ПБУ 1/2008), изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. То есть речь идет как раз о дополнении учетной политики. Дополнять учетную политику можно столько раз в течение года, сколько это будет необходимо, и, чтобы начать применять внесенные в учетную политику ­дополнения, не нужно ждать следующего года.

Рассмотрим на примере дополнения учетной политики.

Пример 2

ООО «Вектор» вело розничную торговлю. С 1 мая 2015 г. организация перейдет на оптовую торговлю. То есть у ООО «Вектор» появится новый факт деятельности, в связи с которым возникнет необходимость ведения бухгалтерского учета товаров иным способом.

В учетную политику 30 апреля 2015 г. нужно внести дополнения в части ведения бухгалтерского учета товаров. Соответственно, ведение бухгалтерского учета ­товаров с 1 мая 2015 г. по новым правилам будет являться правомерным.

Также при внесении дополнений в учетную политику следует помнить, что:

  1. учетная политика дополняется только на основании приказа руководителя;
  2. дополнением учетной политики является описание фактов хозяйственной жизни, которые возникают в деятельности организации впервые.

Особые случаи, когда в течение года придется дополнить учетную политику

Учетная политика включает в себя ряд составляющих, поименованных в п. 4 ПБУ 1/2008. Перечислим их:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты ­учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Остановимся на случаях, когда бухгалтер может столкнуться с необходимостью в течение года дополнить какую-либо отдельно взятую ­составляющую учетной политики.

Случай 1. В течение года в организации появились активы, бухучет которых не закреплен в учетной политике

Если организация впервые приобретает объект основных средств, он должен быть учтен. Какие разделы учетной политики следует дополнить?

  1. Рабочий план счетов дополняется необходимыми счетами, например, 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д.

    Распространенная ошибка: в рабочем плане счетов отражены все бухгалтерские счета, предусмотренные планом счетов.

    Следует помнить: в рабочем плане счетов отражаются только те бухгалтерские счета, которые непосредственно используются организацией.

  2. В учетной политике появляется раздел «Бухгалтерский учет основных средств», где указывается, как формируется первоначальная ­стоимость, каким способом начисляется амортизация, и т.д.

    Распространенная ошибка: в учетной политике прописывается порядок учета всех активов и обязательств, даже тех, которых нет в организации. Делается это на всякий случай или по причине ­использования типовой формы, взятой, например, из справочных систем.

    Следует помнить: в учетной политике фиксируются способы ведения учета только тех активов и обязательств, которые имеются в конкретной организации.

  3. Утвержденные организацией первичные учетные документы дополняются необходимыми формами, например, актом приема-передачи основных средств (можно использовать форму № ОС-11), инвентарной карточкой (форма № ОС-61) и др.

    Следует помнить: первичные учетные документы, применяемые организацией, должны быть утверждены в ее учетной политике. Это можно сделать двумя способами:

    • или приложением к учетной политике,
    • или отдельным приказом, ссылка на который содержится в учетной политике.

Случай 2. Контрагенты просят выставлять «первичку», отличную от той, которая утверждена в учетной политике организации

В данном случае достаточно дополнить учетную политику первичным учетным документом, который просит выставить контрагент. Обратите внимание: если организация будет выставлять «первичку», например, 10 числа, то приказ руководителя о внесении дополнений должен быть датирован не позднее 9 числа.

Следует помнить: если, наоборот, контрагент выставляет документ, отличный от того, который утвержден учетной политикой организации, его принимающей, то дополнять учетную политику не нужно.

Случай 3. Компания начала осуществлять ранее не осуществляемые операции, поэтому принято решение проводить инвентаризацию раз в месяц

В данном случае также следует дополнить учетную политику. То есть, например, с 1 мая в учетной политике должен быть прописан не только сам случай проведения инвентаризации, но и сроки и порядок ее проведения.

Следует помнить: в учетной политике не нужно закреплять способы проведения инвентаризации, которые являются обязательными на ­основании действующего законодательства.

Согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ­ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации и пр.

И в заключение хочется напомнить, что составление учетной политики – это не право, а обязанность организации. Данный документ является объектом повышенного внимания контролирующих органов. Поэтому важно не просто рационально и грамотно составить учетную политику в начале деятельности организации, но и дополнять ее вовремя и по всем правилам.

Сноски 2

  1. Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» и с 01.01.2013 не являются обязательными. Вернуться назад
  2. Обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» и с 01.01.2013 не являются обязательными. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.