Top.Mail.Ru

Региональный государственный контроль в области архивного дела (часть 1)

Как в настоящее время региональные органы власти контролируют соблюдение законодательства в области архивного дела? На каком основании они вправе это делать и какие подводные камни им мешают? Какие меры применяются к ­нарушителям? В этом номере журнала публикуется первая часть статьи.
Начало статьи. Окончание в № 04 / 2015
Начало статьи. Окончание в № 04 / 2015

Помимо федерального государственного контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела, который осуществляет Министерство культуры РФ, аналогичные проверки также проводятся и ­региональными органами исполнительной власти.

Полномочия региональных органов власти в области контроля за соблюдением архивного законодательства – есть проблемы!

После принятия в 2001 г. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, в который была включена статья 13.20, предусматривающая ответственность за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, Федеральной архивной службой России (Росархивом) был издан приказ от 18.02.2002 № 18 «Об организации работы архивных органов по реализации Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Приказом был установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об ­административных правонарушениях:

  • руководитель Росархива и его заместители;
  • руководители структурных подразделений Росархива и их заместители;
  • руководители архивных органов субъектов РФ и их заместители;
  • руководители структурных подразделений архивных органов субъектов РФ и их заместители.

Руководителям архивных органов субъектов федерации было предложено (п. 2.3) «при проведении проверок хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в т.ч. находящихся на хранении в организациях – источниках комплектования государственных архивов – в случае обнаружения нарушений архивного законодательства и правил работы архивов вносить в установленном порядке в суды протоколы о нарушениях правил ­хранения, ­комплектования, учета или использования документов».

На момент вступления КоАП РФ в силу такие указания были правомочны, поскольку в тот момент действовали Основы законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» 1993 г.

Сейчас же и «Основы законодательства...» 1993 г., и приказ Росархива от 18.02.2002 № 18 утратили силу .

Путаница началась после проведения в 2004 г. административной реформы и принятия Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2, когда была фактически разрушена единая система управления архивным делом, а Росархив утратил функции контроля и надзора.

В соответствии с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в области архивного дела, приведенном в ст. 4 Закона № 125-ФЗ, именно к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относится контроль за соблюдением единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных ­документов (п. 2 ч. 1 данной статьи).

В ходе же административной реформы 2004 г., результаты которой были зафиксированы в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Росархив был отнесен к такой категории федеральных органов, как федеральные агентства, а агентствам согласно реформе отводились только функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в соответствующей сфере 3. Ввиду этого функции по контролю за соблюдением норм законодательства на федеральном уровне были:

  • сначала возложены на Федеральную службу 4 по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране ­культурного наследия 5;
  • пропуская несколько вех в истории передачи полномочий по контролю и надзору в интересующей нас сфере, отметим, что в настоящее время от имени Российской Федерации они возложены на ­Министерство культуры РФ 6.

При этом под функциями по контролю и надзору 7 понимается, среди прочего, осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными ­правовыми актами общеобязательных правил поведения.

В то же время, согласно ст. 16 Закона № 125-ФЗ, контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в России осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (т.е. Минкультуры России), органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Ситуацию немного прояснили положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором были определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в следующих областях (ст. 5):

  • Осуществление регионального государственного контроля в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта РФ с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти (уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля), органов исполнительной власти субъектов РФ (уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля);
  • Осуществление федерального государственного контроля при условии передачи полномочий по его проведению органам государственной власти субъектов РФ.

Чтобы органы исполнительной власти субъектов федерации могли составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к ответственности за нарушение федерального архивного законодательства по федеральному КоАП РФ, им должна быть передана часть федеральных полномочий на осуществление государственного контроля. Такие полномочия региональным органам власти до сих не...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих обязательных учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Если вы пришли в архив…

Статья посвящена социально правовым запросам организаций и частных лиц, чаще всего направляемым в госархивы. Как вычислить нужный архив и сколько ждать ответа? Какие услуги окажут бесплатно, а за что придется заплатить? Как составить запрос? Архивные справки, выписки и копии могут выдавать не только госархивы, но и коммерческие организации, поэтому правила их оформления вам тоже могут пригодиться. Кроме того, разъясняется ситуация с документами, переданными на ответственное хранение сторонней организации.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.