Top.Mail.Ru

Порядок использования добавочного капитала

Посмотрим, как на практике можно использовать добавочный капитал. В частности, при уценке основных средств, выбытии ранее переоценивавшихся основных средств, в целях увеличения уставного капитала, погашения убытков, ­распределения его среди акционеров / участников.

В прошлом номере мы рассказали про порядок формирования добавочного ­капитала. На этот раз посмотрим, как его использовать.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее – Инструкция по применению Плана счетов), суммы, отнесенные в Кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:

  • погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам ее переоценки. В данной ситуации списание сумм со счета 83 производится в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости;
  • направления средств на увеличение уставного капитала – в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями» либо счетом 80 ­«Уставный капитал»;
  • распределения сумм между учредителями организации (счет 83 корреспондирует со счетами 75 и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»).

Рассмотрим эти случаи.

Использование при уценке основных средств

Порядок проведения переоценок регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01). Согласно абз. 6 п. 15 ПБУ 6/01 сумма уценки объекта основных средств (ОС) в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Сумма уценки объекта ОС относится в уменьшение добавочного капитала предприятия, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал предприятия в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные ­периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Таким образом, изменение первоначальной стоимости при уценке в пределах предыдущей дооценки соответствующих объектов отражается по Дебету счета 83 «Добавочный капитал» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства». Одновременно подлежит уменьшению амортизация в пределах предыдущей дооценки путем бухгалтерской проводки по Дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и ­Кредиту счета 83 «Добавочный капитал».

Проводки будут следующими:

Пример 1

На балансе организации числится объект ОС, первоначальная стоимость которого составляла 100 000 руб., накопленная амортизация – 20 000 руб.

На конец 2014 г. объект был уценен: первоначальная стоимость – на сумму 15 000 руб., амортизация – на 3000 руб.

Ранее была произведена его дооценка: первоначальная стоимость – на сумму 10 000 руб., амортизация – на 2000 руб.

В бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:

Использование при выбытии ранее переоценивавшихся ОС

Исходя из требований п. 15 ПБУ 6/01 перенесение суммы дооценки объекта ОС с добавочного капитала в нераспределенную прибыль осуществляется при выбытии объекта.

Из п. 29 ПБУ 6/01 следует, что выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:

  • продажи;
  • прекращения использования вследствие морального...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.