• Журнал «Юридический справочник руководителя» январь 2015
  • Рубрика Интеллектуальная собственность

Соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности при работе с интернет-сайтом компании

  • 0 комментариев
  • 3265 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
Свой сайт есть у каждой современной компании. При работе с ним необходимо учитывать множество требований законодательства об интеллектуальной собственности. Наиболее злободневные вопросы, касающиеся размещения на корпоративном сайте объектов интеллектуальных прав, мы решили задать Павлу Каткову, президенту ­некоммерческого партнерства «Объединение правообладателей».


СвернутьПоказать

Катков Павел Александрович – президент некоммерческого партнерства «Объединение правообладателей», председатель Совета Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС) по проблемам правовой охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет, руководитель рабочей группы по международному сотрудничеству в сфере защиты интеллектуальной собственности в цифровой среде Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, член Рабочей группы Министерства культуры РФ по разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», член Координационного совета по ­защите ­интеллектуальной ­собственности, член Ассоциации юристов ­России.


– Павел Александрович, вопрос, который волнует, пожалуй, каждого владельца сайта, – можно ли размещать на нем контент из сети Интернет?

– Любая интеллектуальная собственность, в чем бы она ни была выражена, всегда имеет владельца – правообладателя. Только это лицо имеет право разрешать использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности, и только при наличии его разрешения такое использование будет законно.

Законодательству известны исключения, например, случаи свободного использования (информационные, научные, учебные цели и др.), предусмотренные частью 4 ГК РФ. Однако это именно исключения из общего правила.

Также возможно использование результатов интеллектуальной деятельности, срок правовой охраны которых истек. Для объектов авторского права это 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора (с учетом особенностей, предусмотренных главой 70 ГК РФ).

Помимо этого Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введен в действие институт открытой лицензии – статья 1286.1 ГК РФ.

По общему же правилу необходимо получать разрешение от правообладателя на использование объекта интеллектуальной собственности. К сожалению, Интернет приучил людей к бесплатности. В большинстве случаев это обусловлено легкостью копирования и размещения чужого контента. Однако закон в данном вопросе все же придерживается ­консервативных позиций.

– На использование какого именно контента необходимо получать разрешение: картинок, текста, фирменных наименований, ­товарных ­знаков?

– Лицензировать следует все перечисленные Вами объекты. Необходимое разрешение можно получить у конкретного правообладателя. На практике права может также агрегировать объединение правообладателей или лицензионное агентство. Это облегчит поиск прав для лица, которое желает использовать объекты на законных основаниях.

– Какая ответственность предусмотрена за незаконное использование контента?

– Законодательство предусматривает различные виды ответственности, включая уголовную. Согласно части 2 статьи 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, могут повлечь ответственность вплоть до двух лет лишения свободы.

Те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения, могут ­наказываться лишением свободы на срок до шести лет.

Как видно, статья 146 УК РФ предусматривает серьезные наказания. Правда, и нарушение в этом случае должно быть существенным, ­умышленным и массовым.

– Можно ли размещать на сайте информацию о контрагентах компании (например, в разделе «наши партнеры»), успешно реализованных проектах (например, в разделе «наши проекты») и что при этом необходимо учитывать?

– По умолчанию, если у сторон не было договорных ограничений на упоминание информации о работе друг с другом (например, в виде соглашения о конфиденциальности), такое упоминание, конечно же, возможно. Если подобное ограничение было, то стороны обязаны соблюдать его.

На практике какая-либо информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Правда, признаем, что относить к этой категориии товарный знак едва ли будет корректным. Причина кроется в его изначально публичной природе.

Вместе с тем необходимо учитывать, что размещение товарного знака другой организации (например, на сайте) формально может быть истолковано как использование товарного знака, что требует заключения с правообладателем лицензионного договора. На практике это зачастую не вызывает споров, однако формально это так.

– Если на корпоративном сайте размещается информация о работниках компании (фото, должность, биография), необходимо ли получать их согласие? В каких случаях? Какая предусмотрена ­ответственность?

– По умолчанию необходимо получать согласие гражданина на действия с подобной информацией о нем, в том числе на ее публикацию. Здесь необходимо учитывать требования Закона о персональных данных1 (он устанавливает обязанность получения разрешения на работу с персональными данными граждан), а также нормы части 1 ГК РФ об охране изображения гражданина и охране его частной жизни.

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрена ответственность. В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ эти нарушения наказываются предупреждением или штрафом (для ­юридических лиц он составляет от 5000 до 50 000 рублей).

Если же соответствующие деяния имеют признаки нарушения неприкосновенности частной жизни, то может быть поставлен вопрос о ­привлечении к ответственности по статье 137 УК РФ.

– В каких случаях считается, что сайт работает с персональными данными посетителей?

– Закон о персональных данных относит к персональным данным любую информацию о гражданине. Следовательно, сайт работает с персональными данными посетителей, если они раскрывают любые данные о себе, например, вводят информацию, касающуюся их личности (в том числе логин, пароль, паспортные данные, телефон).

Согласно статье 24 Закона о персональных данных лица, виновные в нарушении требований этого закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством, – статьями 13.11 КоАП РФ и 137 УК РФ. Также следует иметь в виду, что в ТК РФ содержится специальная статья 90, которая и устанавливает ответственность за нарушение норм, ­регулирующих обработку и защиту персональных данных работника.

При этом моральный вред, причиненный субъекту персональных ­данных, тоже подлежит возмещению.

– В нижней части страницы практически любого сайта можно увидеть знак копирайта (буква «С» в окружности) с указанием года или годов. О чем он свидетельствует и чем грозит его отсутствие?

– Данный знак свидетельствует о наличии правовой охраны соответствующего объекта. Однако его практическое значение не столь велико: даже если знака копирайта не будет, это не отменит охрану объекта. Подобные обозначения, скорее, актуальны для правовых систем государств, в которых общепринятой практикой является использование лицензий Creative Commons (например, США), когда вы можете поставить как знак копирайта, так и знак «СС».

– Грозит ли компании какая-либо ответственность, если она разместит на своем сайте фейковые положительные отзывы или комментарии?

– По сути это является введением потребителя в заблуждение и может повлечь обоснованные вопросы от Роспотребнадзора.

Также подобное поведение можно квалифицировать как недобросовестную конкуренцию и применить нормы статьи 14 Закона о защите конкуренции2. В этом случае организации грозит ответственность по статье 14.33 КоАП РФ, предусматривающей как разовые, так и ­оборотные штрафы.

Однако если отзывы и комментарии достоверны, не нарушают правил добросовестной конкуренции, не затрагивают прав потребителей или иным образом не нарушают закон, то они, конечно же, могут быть ­размещены на сайте компании.

– Спасибо за содержательную беседу.

– В заключение желаю вашим читателям быть грамотными, соблюдать закон, а если они являются правообладателями – следовать одному важному принципу: имеет право тот, кто его защищает!

Беседовал Роман Авалян

Сноски

СвернутьПоказать
  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». – Примеч. ред. Вернуться назад

  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.