Top.Mail.Ru

Что говорил суд о налоговых спорах в 2014 году

До своего упразднения в августе 2014 года ВАС РФ успел рассмотреть довольно много налоговых дел, выводы по которым представляют большой интерес. Это, в частности, вопросы взаимодействия с налоговыми органами, порядка уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, налогов на добавленную стоимость и прибыль организаций.

В прошлом году было принято немало знаменательных решений по спорам с налоговыми инспекциями и внебюджетными фондами. Многие из них наверняка будут иметь далеко идущие последствия. Мы решили рассказать о ­некоторых наиболее важных судебных актах, принятых в 2014 году.

Сразу скажем, что акты, о которых пойдет речь, исходили от ВАС РФ. Что неудивительно, ведь именно этот орган отвечал за формирование подходов к разрешению налоговых споров.

В августе 2014 года ВАС РФ был упразднен. Разъяснения по налоговым спорам теперь дает ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). Однако это не означает, что все позиции, сформулированные высшими арбитрами, канули в Лету. Постановления Пленума и Президиума ВАС РФ ­сохраняют актуальность.

По закону арбитражные суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ). Надо сказать, что такой ­возможностью ­арбитражные суды активно пользуются.

Что касается разъяснений Пленума ВАС РФ, то они останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ. Об этом сказано в ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации». Таким образом, Пленуму ВС РФ фактически предоставлена возможность признавать утратившими силу разъяснения Пленума ВАС РФ. Однако в прошлом году такой возможностью ­Пленум ВС РФ ни разу не воспользовался.

Взаимодействие с налоговиками

В 2014 году Президиум ВАС РФ разъяснил, можно ли оштрафовать налогового агента за несвоевременное перечисление налога, в течение какого времени инспекция может искать счета организации в банках и как считаются проценты за несвоевременный возврат налога.

Налоговый агент, перечисливший налог с опозданием, может избежать ответственности

Вопрос об освобождении налогового агента от штрафа возник на практике относительно недавно. В конце 2010 года вступил в силу закон, который ввел ответственность за несвоевременное перечисление налога в бюджет (ст. 123 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № ­229-ФЗ). В связи с этим возник вопрос: грозит ли штраф только налогоплательщикам или бояться ответственности нужно и налоговым агентам? Ответ на него дал Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.03.2014 № 18290/13 по делу № А40-146836/12.

Суд рассмотрел ситуацию, когда налоговый агент перечислил не полную сумму налога, но спустя несколько недель обнаружил ошибку и уплатил недостающую сумму, а также пени за просрочку. Причем в отчетности была отражена полная сумма налога. Позже при проведении проверки инспекция выявила этот факт и оштрафовала организацию по ст. 123 НК РФ за нарушение срока уплаты налога.

Суды трех инстанций поддержали проверяющих. А вот Президиум ВАС РФ встал на сторону организации. Высшие арбитры напомнили, что в ст. 81 НК РФ перечислены условия освобождения организации от ответственности. Одним из них является уплата недостающей суммы ­налога и пеней до того, как налоговики обнаружили ошибку.

Привлечение к ответственности в такой ситуации, по мнению высших арбитров, несправедливо. Наложение штрафа приводит к тому, что налоговые агенты, которые исказили отчетность и недоплатили налог, ставятся в более выгодное положение по сравнению с теми, кто представил достоверную информацию, но нарушил срок платежа.

Надо сказать, что подобные случаи происходили в арбитражной практике и в 2013 году. В схожей ситуации Арбитражный суд Кемеровской области решением от 05.02.2013 по делу № А27-17110/2012 удовлетворил требования налоговиков. Однако Седьмой арбитражный апелляционный суд и ФАС Западно-Сибирского округа признали штраф незаконным (постановления, соответственно, от 14.06.2013 и от 30.09.2013 по тому же делу).

Налоговики могут выставить повторное инкассо в течение года

По закону налоговая инспекция может принудительно взыскать налог (сбор, пени, штраф) за счет денег, находящихся на счетах компании. Это произойдет, если организация не исполнит требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа). На выставление инкассо у налоговиков есть два ­месяца со дня истечения срока, указанного в ­требовании (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Бывает, что налоговики направляют в банк, где у компании открыт счет, инкассовое поручение, а банк в ответ сообщает, что счет, к которому выставлено инкассо, закрыт. Тогда налоговикам приходится искать счета компании в других банках. А это процесс длительный. В итоге двухмесячный срок, как правило, истекает, а компания может, как говорится, выйти сухой из воды (постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11).

Вот и в деле, дошедшем до Президиума ВАС РФ, суды всех трех преды­дущих инстанций согласились, что выставить инкассо по истечении...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?