Вывод о том, подходит кандидат или нет, рождается за считанные мгновения. На основании чего принимаются быстрые решения? Чаще всего причина не в серьезном анализе резюме или анкеты, а в мимике, обаянии и даже одежде кандидата. Как hr-специалисту не обмануться внешним видом соискателя?
Соискатели давно заметили, что шансов устроиться на работу больше, если они эффектно одеты. Одежда скрывает не только недостатки фигуры, но способна оказывать психологическое воздействие на человека. Менеджер по персоналу должен уметь разглядеть подлинную личность кандидата независимо от того, что на нем надето.
Hr-менеджеры не осознают, какое огромное влияние оказывает на них внешний вид кандидата. Обычно специалисты по персоналу, за редким исключением, считают, что оценивают кандидатов и сотрудников своей организации объективно, основываясь на фактах профессиональной биографии. Но это заблуждение. Профессионал в области управления персоналом должен понимать, что на него влияют многие факторы. Это и личный опыт рекрутера, и особенности культуры, и даже национальность, к которой принадлежит hr-менеджер.
Решение о том, подходит или нет кандидат, рождается за считанные мгновения, неосознанно. Если оно положительное, рекрутер обращает внимание на факты (опыт работы, образование), которые подтверждают эту точку зрения. А если человека решили «не брать», то внимание будет только на информацию, которая говорит не в пользу кандидата. На основании чего принимаются быстрые решения? Неужели причина – в серьезном анализе резюме или анкеты? Конечно, нет. Здесь огромное значение имеет мимика, обаяние кандидата и, конечно, то, как он одет.
Ирине, менеджеру по персоналу, дали задание подобрать специалиста. Компании срочно понадобился человек, хорошо знающий порядок оформления разрешительных документов. Она стала приглашать кандидатов. Пришли две девушки. Марина имела опыт работы, а Вера хоть и работала меньше, но с самого начала завоевала расположение. Рекрутер не поняла, почему она прониклась уважением и симпатией ко второму кандидату, но порекомендовала руководителю именно ее. Впоследствии оказалось, что Вера не самый квалифицированный специалист на рынке труда. Когда Ирина стала анализировать свой выбор, поняла, что отвергнутый соискатель была одета в обычную одежду клерка, а в стиле Веры присутствовала определенная изюминка: серьги и юбка одного цвета, на шее повязан шарф. Каким-то образом это сочетание магически подействовало на hr-менеджера и заставило предпочесть именно Веру.
Алина окончила вуз и решила устроиться на работу продавцом в одну из торговых сетей. Она пришла на собеседование, одевшись в строгом стиле: обувь на среднем каблуке, темный «офисный» костюм. Менеджер по подбору сразу дала понять Алине, что та не подходит «по корпоративной культуре». В очереди на собеседование были и другие кандидаты, которые получили работу, потому что одеты были «по-молодежному», в стиле casual: удобные кроссовки, футболки, майки.
Hr-менеджер должен хорошо понимать, почему одежда так влияет на принятие решения. Для этого немного углубимся в психологию моды.
Что такое мода
Нам нравятся люди, которые одеты «по моде». Даже если в организации принят строгий дресс-код, он всегда укладывается в общую концепцию внешнего вида, распространенную в мире.
Требования к одежде для офисного работника 20-х годов прошлого века значительно отличаются от современных. Хотя считается, что офисный стиль меньше всего подвержен влияниям моды. Тем не менее сейчас никто не носит сюртуков, а костюм-тройку, распространенный в начале прошлого века, менеджеры надевают довольно редко. Менеджер по продажам, пришедший на собеседование в костюме-тройке, брюках с высокой талией, будет смотреться нелепо.
В книге «Психология моды. Теоретический и прикладной аспекты» 1 рассматриваются три категории людей, которые участвуют в создании и использовании стандартов одежды:
- «производители» – те, кто создает новые вещи, т.е. дизайнеры, художники-модельеры и конструкторы одежды;
- «распространители» – продавцы, торговые...