Top.Mail.Ru

Факсимиле в документообороте: позиция суда

В последнее время все чаще в документообороте предпринимательской деятельности используется факсимиле, что существенно облегчает процесс. Как смотрят судьи на документы, подписанные таким образом, расскажет наш автор.

Предпринимателям и их бухгалтерам нередко приходится сталкиваться с факсимиле, которое значительно упрощает документо­оборот. Рассмотрим правовые аспекты его использования с учетом позиции законодательства и сложившейся судебной практики.

Как известно, мы живем в быстро развивающемся мире. Современные научные достижения постоянно обновляются, предоставляя нам возможность пользоваться новыми разработками, облегчающими повседневную и профессиональную жизнь. Прогресс не обходит стороной и предпринимательскую деятельность. Наиболее наглядно это проявляется в предоставлении бухгалтерам большого количества средств, упрощающих документооборот. Одним из таких средств, прочно вошедших в практику работы, является использование факсимиле.

К сведению

В Современном экономическом словаре факсимиле (от лат. fac simile – «сделай подобное») понимается как «печать, клише, с помощью которого воспроизводится собственноручная подпись лица» 1.

Из подобного толкования понятия «факсимиле» исходит и правоприменительная практика. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009 отметил, что факсимиле представляет собой клише, т.е. точное воспроизведение рукописи, документа, подписи средствами фотографии и печати.

Общая норма, предусматривающая возможность применять факсимиле в предпринимательской деятельности, содержится в п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В ней закреплено правило о том, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как видите, определяющее значение для использования факсимиле имеет наличие предусматривающего такую возможность положения в законе, ином правовом акте или соглашении сторон. Однако поскольку ни законы, ни иные правовые акты подобной возможности в настоящее время не предусматривают, использование факсимиле находится только в пределах усмотрения сторон при формулировании условий заключаемых ими соглашений.

К сведению

Госдума России в первом чтении приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Законопроектом предлагается предоставить право на использование факсимильного воспроизведения подписи на документах инвалидам по зрению при осуществлении их кассового обслуживания (операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денег), а основы законодательства РФ о нотариате дополнить новым нотариальным действием – удостоверением тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с ее факсимильным воспроизведением.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если ИП уходит в декретный отпуск

В преддверии декретного отпуска любую бизнесвумен волнует вопрос о том, на какие выплаты от государства она может рассчитывать при рождении ребенка, как их получить, какие документы могут для этого потребоваться, нужно ли в это время уплачивать «за себя» взносы в фиксированном размере. Статья даст ответы на все эти вопросы.

Как правильно оформить ценник?

Как известно, ценник является носителем информации о товарной единице и цене за эту единицу при розничной продаже товаров. Поэтому предприниматели, которые занимаются розничной торговлей, сталкиваются с необходимостью оформления ценников на реализуемые товары. Поговорим о том, как избежать ошибок при их составлении, и осветим новшества законодательства по этой теме.

Как хранить кадровые документы в электронном виде

Предприниматели относятся к своему документообороту очень щепетильно. По сути, все документы, над которыми по закону не требуется никаких физических манипуляций (прошивка, опломбировка, собственноручные подписи), могут существовать в электронном виде. Рассмотрим основные процессы, связанные с хранением электронных документов.

Какие первичные документы бизнесмену нужно разработать самостоятельно?

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом только небольшая часть унифицированных форм до сих пор обязательна к применению. Остальную «первичку» предприниматель вправе разработать самостоятельно с учетом обязательных реквизитов. Отметим, что разработка первичных документов требует специальных знаний, ведь надо учесть не только особенности бизнеса, но и множество законодательных нюансов. Разберемся, на какие моменты следует обратить основное внимание, и приведем ­образцы самостоятельно разработанных форм «первички».

Как правильно оформить почтовую карточку и письмо

Существуют различные способы отправки почтовых карточек и писем внутри России: простым отправлением, заказным, с описью вложений, с уведомлением о вручении, 1-м классом, с уплатой НДС сверх почтовых тарифов и без оного. Вы узнаете, чем отличаются все эти варианты и как их оформить.

Новая статотчетность для ИП

Росстат приказом от 09.06.2015 № 263 утвердил новую форму статистического наблюдения для индивидуальных предпринимателей № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год». Указанную форму заполняют все предприниматели. Причем предоставляемые сведения должны не только опираться на данные, подаваемые в инспекцию, но и основываться на реальных фактах предпринимательской деятельности. Срок представления ­формы до 1 апреля 2016 г. Ознакомимся с очередным ­нововведением, которое ­необходимо учесть в своей деятельности.

Оформляем универсальный корректировочный документ

ФНС России в письме от 17.10.2014 № ММВ-20-15/86@ рекомендовала к применению форму универсального корректировочного документа (УКД), который позволит предпринимателям подтвердить затраты и использовать вычет по НДС. О том, как и в каких случаях нужно заполнить этот документ, расскажет наша статья.

Как хранить кадровые документы в электронном виде

Предприниматели относятся к своему документообороту очень щепетильно. По сути, все документы, над которыми по закону не требуется никаких физических манипуляций (прошивка, опломбировка, собственноручные подписи), могут существовать в электронном виде. Рассмотрим основные процессы, связанные с хранением электронных документов.