Top.Mail.Ru

Протокол разногласий: составление и юридические риски

Протокол разногласий используется в практике многих компаний. Он позволяет выявить различия в точках зрения сторон на те или иные условия договора и оперативно найти компромисс. Однако при его составлении нужно иметь в виду немало тонкостей. Какие требования к этому документу выработала практика? Как правильно его составить? Нужно ли ссылаться на протокол разногласий в договоре? К каким договорам протоколы разногласий не составляются? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье.

В договорной работе многих компаний используется такой документ, как протокол разногласий. Он составляется в случаях, когда по тем или иным причинам не удалось согласовать условия договора с потенциальным контрагентом. В итоге руководство организации, оценив положения протокола разногласий, принимает решение о том, имеет ли смысл сотрудничать с той или иной фирмой. Расскажем, какую юридическую силу имеет протокол разногласий и на что следует обращать внимание при его составлении.

Сразу скажем, что протокол разногласий можно составлять почти к любому гражданско-правовому договору. Исключением является ­случай, когда возможность его составления противоречит закону.

К примеру, если договор заключается с победителем публичных торгов, то о протоколе разногласий не может быть и речи. Это связано с тем, что условия договора были заранее определены и известны участнику торгов, который имел возможность ознакомиться с документацией о торгах ­(постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2013 по делу № ­А82-14450/2012).

В такой ситуации подписание договора с протоколом разногласий по сути означает отказ от договора, заключаемого на публичных торгах. А это влечет утрату внесенного обеспечения и включение информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок ­товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Протокол-соглашение

В процессе своей деятельности компании заключают различные договоры: поставки, подряда, оказания услуг и др. При этом специалисты компании взаимодействуют с представителями контрагентов, направляя им свои замечания к договору, встречаясь лично, обсуждая детали контракта. Если вопросов к проекту договора немного, то, как правило, их удается снять в ходе устного обсуждения или переписки по электронной почте.

Однако нередко решить спорные вопросы таким простым путем не удается. Сторона, не согласная с теми или иными условиями, может составить к договору протокол разногласий, отразив в нем все спорные аспекты. Если представленный протокол разногласий контрагента устраивает и он готов подписать договор в согласованной редакции, такой договор вступает в силу и действует в редакции подписанного сторонами протокола разногласий. В подобной ситуации договор с протоколом разногласий ничем особо не отличается от любого другого договора. Разница лишь в том, что протокол разногласий в данном случае будет ­дополнительным ­соглашением к договору в первоначальной редакции.

К сведению

Многие крупные компании (операторы сотовой связи, поставщики коммунальных ресурсов, страховые организации и др.), как правило, отказываются обсуждать замечания к проектам договоров с каждым своим клиентом. И это вполне объяснимо, ведь клиентов у них много и уделить внимание каждому проблематично. В таких компаниях утверждаются и действуют проекты договоров, правки к которым не рассматриваются.

Как оформить

При подписании договора с протоколом разногласий об этом необходимо сказать в самом договоре. Данное указание можно включить в раздел ­«Заключительные положения». Сформулировать его можно, например, так:

Пример 1. Фрагмент договора поставки с положением об учете протокола разногласий

«Настоящий договор поставки от 18.09.2014 № 1 подписан в редакции протокола разногласий от той же даты по п. 1.6 (срок действия договора – 4 (Четыре) месяца против указанного в договоре 1 (Одного) года), п. 2.3 (способ поставки путем доставки продукции поставщиком на склад покупателя против условия в договоре на выборку товаров в месте нахождения поставщика) и п. 4.8 (снижение неустойки до 0,5 (Ноля целых пяти десятых) процента от суммы долга за просрочку в оплате продукции против указания в договоре на 1 (Один) процент)».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.