Минтранс России внес существенные поправки в режим труда и отдыха водителей. Работодателям следует увеличить количество водителей на длительных рейсах, создать условия для полноценного отдыха между сменами, включить в рабочее время дорогу от работы до места проведения медосмотра и обратно и др.
5 июля нынешнего года вступил в силу приказ Минтранса России от 24.12.2013 № 484 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15» (далее – Положение). Приказом утверждено 12 изменений и дополнений в действующее Положение, которые направлены на совершенствование режима труда и отдыха водителей. Давайте разберемся со всеми новшествами и определим, что необходимо изменить работодателям, имеющим в штате водителей, в режиме работы и отдыха последних.
Начнем с того, что Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также трудящихся в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность. Как видно, работодатели, имеющие в штате водителей, обязаны соблюдать все нормы этого Положения. Внесенные изменения призваны установить нормы труда и отдыха, соответствующие современным требованиям к качеству и безопасности перевозок. Рассмотрим подробно все нововведения.
В длительные рейсы должно быть направлено большее количество водителей
В пункт 10 Положения добавлено, что если пребывание водителя в автомобиле составляет более 12 часов, в рейс направляются два и более водителя. Ранее предусматривалось только два водителя.
Этот пункт действительно важный, так как он позволяет включить в расходы реальные затраты не только на двух водителей, но и на трех и более, если конкретная ситуация требует того. Если ранее работодателям приходилось с большим трудом отстаивать правомерность расходов на третьего водителя, то после вступления в силу новой редакции Положения взгляд контролирующих органов на данные расходы изменится.
Водитель вправе требовать от работодателя создание комфортных условий
В пункт 13 Положения внесены изменения, в соответствии с которыми работодатель обязан обеспечить полноценный отдых водителя, а последний, в свою очередь, имеет право его требовать.
Фрагмент документа
Пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Ранее перерыв предусматривалось проводить в месте дислокации или месте, определенном для стоянки автобусов и оборудованном для отдыха водителей.
Новая формулировка позволяет надеяться, что теперь водитель сможет отдохнуть, не отклоняясь от маршрута, в местах, обеспечивающих возможность нормального отдыха. Данная поправка повлияет и на безопасность дорожного движения, ведь хорошо отдохнувший водитель – гарант такой безопасности.
Рабочее время
В рабочее время включают время на дорогу от работы до места проведения медосмотра и обратно. Такие изменения внесены в пункт 15 Положения. Конечно, данная поправка в пользу водителя, учитывая, что время следования к месту проведения осмотра и обратно может быть значительным. Кроме того, медицинский осмотр – это требование законодательства, а не пожелание работника, поэтому было бы несправедливо, если бы водитель использовал личное время для его прохождения.
Подтверждена возможность использования суммированного учета рабочего времени
Соответствующие изменения внесены в пункт 18 Положения. И если в старой редакции было указано, что суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не могла превышать 90 часов, то из новой редакции ограничение убрали. Из этого следует, что теперь это время может превышать 90 часов.
На первый взгляд может показаться, что данная норма ухудшает положение водителей, но последующие поправки, касающиеся увеличения времени отдыха водителей, сглаживают это противоречие. Теперь время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух и более водителей), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. То есть нововведение гарантирует третьему водителю оплату труда во время управления транспортным средством наравне с его коллегами. Такие поправки внесены в пункт 22 Положения.
Четко регламентировано время отдыха
Теперь пункт 25 Положения гарантирует водителю отдых не менее 48 часов в том случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха будет сокращена с 12 до 9 часов. В целом предприниматель вправе сократить время междусменного отдыха с 12 часов не более чем на 3 часа с учетом удаленности места отдыха работника.
В этом случае по письменному заявлению сотрудника и в результате согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации ему может быть предоставлен 48-часовой отдых. Эта норма относится к водителям, занятым на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении при суммированном учете времени. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый из них должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки.
Безусловно, данные поправки дают возможность водителю полноценно отдохнуть и выполнять свои обязанности более качественно.
Привлекать к работе в выходные и праздничные дни можно лишь в исключительных случаях
Из новой редакции Положения исключен пункт 30, согласно которому работа водителей в нерабочие праздничные дни допускалась в случаях, предусмотренных статьей 112 ТК РФ. Вместе с тем в новой редакции пункта 29 теперь есть ссылка на статью 113 ТК РФ, которая разрешает привлекать сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные лишь в исключительных случаях. Но при суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Как видим, изменения в Положении о режиме труда и отдыха в целом направлены на защиту прав водителей и на их полноценный отдых между рейсами. В наше время эта проблема выступает на первый план, так как интенсивность потока автотранспорта возрастает с каждым годом и от водителей требуется предельное напряжение, чтобы обеспечить безаварийное вождение. Обоснованная продолжительность рабочей смены водителей и их полноценный междусменный отдых позволят создать условия для безопасных пассажирских перевозок и, как следствие, улучшат их качество.
Таким образом, рассматриваемые изменения положительным образом отразятся не только на водителях, но и на пассажирах, сделав поездки более безопасными и комфортными. А повышение безопасности дорожного движения в целом касается всех нас. Ведь безопасные дороги – это возможность уменьшения стрессов населения и повышения качества жизни, особенно в крупных городах.