• Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» сентябрь 2014
  • Рубрика Формула успеха

Вторые роли почетны, или
Сказкотерапия для женщин

  • Рейтинг 2.14
  • 0 комментариев
  • 4281 просмотр
Полистать демо-версию печатного журнала
Женщины часто играют вторые роли, сознательно находясь в тени лидера. Зачем и почему мы это делаем? Как не перегнуть палку? Ответы нам дает сама природа и наши сказки, которые объясняют, что такое хорошо и что такое плохо.


Мужчина – это действие, наполняющая творческая энергия.

Женщина – это пространство для действия, «принимающая» сторона, психологическая поддержка, тылы, и ее удел – терпение, она реже действует сама – мотивирует к действию мужчину и потом платит ему благодарностью, принимая то, что он даст ей.

Такой функционал мы видим везде: начиная со здоровых «физических» отношений и заканчивая привычными социальными ролями. Это описано во многих философских системах, рожденных в разных концах света. Так задумано самой природой. И если жить в согласии с нею, то коэффициент полезного действия от наших усилий будет выше! А зачем прошибать головой стены? Не лучше ли лететь на всех парусах на попутном ветре! Правильное понимание фундаментальных принципов поможет и личную жизнь наладить, и карьеру построить.

Генетики о женской и мужской природе

Генетики установили, что если Природа хочет что-то изменить в конструктиве вида (в т.ч. у человека), то сначала она попробует изменения на мужских особях и только убедившись в их полезности, начнет это внедрять у женских особей.

Приведу утрированный пример: если человеку нужен будет хвост, то сначала он вырастет у мужчины, а потом, может быть, перейдет в женскую «копилку».

Т.е. мужчину первым бросают на баррикады, он – завоеватель и «естествоиспытатель», а у женщины – накопительно-сохранительная функция (накопить и следующим поколениям передать). Он добывает мамонта, она – разделывает.

Сказкотерапия

Когда читаешь сказки разных народов, бросается в глаза разница. Если в восточных сказках женщина в большинстве случаев выступает в роли «сосуда зла» и главной соблазнительницы («там, где дьявол не справился, туда он женщину посылает», «выслушай женщину и сделай наоборот»), то в славянских сказках главный женский архетип иной. Мы встречаем молодую Василису Премудрую и пожившую свое Бабу-Ягу. Если приглядеться, то функционал у них уж больно схож!

Первая пара: Баба-Яга и Иван-дурак.

Мы уже не удивляемся тому, что самый наивный молодец, напрямую именуемый дураком, побеждает главного злодея благодаря наущению Бабы-Яги. Потому как во многих сказках это слышали. А вот того, кто впервые знакомится с нашим фольклором, это, мягко говоря, удивляет.

С большим почтением отношусь к тем, кто умеет объяснять без пафоса, просто и понятно. Такие люди понимают то, о чем говорят. А уж если человек и пошутить может, то на острие шутки оказывается самая суть, которая будоражит и заставляет задуматься. Потому мне очень импонирует анализ русских народных сказок Михаила Задорнова, фрагменты которого вы уже встречали в виде цитат к рубрикам этого журнала. Задорнов не только шутит, он постоянно приводит аналогии с нашей современной жизнью, близкими нам понятиями.

Фрагмент юмористического рассказа «Cказка – ложь, да в ней намек!» Михаила Задорнова
СвернутьПоказать

Было у царя-батюшки три сына. Старшие два жили согласно сбившейся программе. Поэтому в государстве, где сбилась программа, считались умными. Как и большинство, почитали не Родину, а Государство. Порядочность заменили законопослушанием, нравственность путали с юриспруденцией, спекуляцию называли бизнесом. В женской красоте ценили косметику, людей уважали не за талант, а за рейтинг... А любовь заменили браком! Только в государстве, где очень сильно сбилась программа, совместную жизнь двух любящих людей могли назвать производственным словом, означающим недостаточное качество – «брак».

Третий же сын с таким положением вещей в батюшкином хозяйстве согласен не был. Поэтому он все время думал. Точнее, даже медитировал. На Руси всех, кто много думает, всегда считали дураками. Тем более тех, кто медитирует. Тех считали дураками показательными! Поэтому большинство населения царства на него пальцем показывало и говорило детям: «Если не будешь заниматься бизнесом, а будешь думать, таким же дураком вырастешь!»

Неведомо было большинству, что наш царевич-дурак был счастливее всех! Наблюдал он из окошка мир, созерцал природу, смену времен года и думал над извечно русскими вопросами: как быть, что делать и как бы никогда не работать? Ну не хотел он создавать и приумножать мир виртуального благополучия. Думал он, естественно, на печи... Так бы и просидел наш небанальный царевич всю жизнь..., если б вдруг ни с того ни с сего не учудил его папаня!..

Далее необходимо сказать пару ласковых слов о царе-батюшке1. Дело в том, что Господь весьма забавно с ним пошутил еще при рождении. Несмотря на царское происхождение, наделил его светлейшей – совсем не царской аурой. Так, для эксперимента, мол, посмотреть, что получится? Когда дело касалось человека, у Господа всегда было хорошо с чувством юмора. Просто человек в истории не всегда его шутки понимал. Царь наш, батюшка, тоже не сразу понял. Поэтому с самых пеленок чувствовал в себе раздвоение личности. С одной стороны, как и подобает царскому имиджу, был по-царски грозным, с другой – добрейшей души человеком. Никак не могли в нем ужиться золотая корона, доставшаяся по наследству, с солнечной аурой – подарком Господа...

Однако именно своей аурой, чувствовал он, что-то в царстве его не заладилось… Понимал, пора что-то делать. А что? Понять не мог. Не было в то время такого точного выражения – восстановить программу. Впрочем, нашему человеку, чтобы начать действовать, не обязательно понимать, ради чего. Поэтому сформулировал царь-батюшка свою царскую директиву по-нашенски, от души!

ПОЙДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО – НЕ ЗНАЮ ЧТО!

Первые два сына, как это услышали, решили, у бати начался рассеянный атеросклероз... К кому из юристов ни обращались, все в один голос отвечали – указ нелегитимный! Дурак же на призыв откликнулся сразу. На то он и дурак, чтобы откликаться, когда умные отмалчиваются. Я вообще думаю, подвиги – удел дураков! Умные, просчитывая любое свое движение, каждый раз приходят к выводу, что подвиги для них бесприбыльны...

Нет, для подвига нужен не мозг, а интуиция. У дураков, в отличие от олигархов, она суетой не подавлена. По сравнению с интуицией дураков мозг любого умника – музейный арифмометр. Только полному дураку интуиция могла подсказать, что где-то, неизвестно где, что-то, неизвестно что, но очень важное, все-таки существует. И на поиски этого неизвестно чего он должен немедленно отправиться туда, куда глаза глядят. Умный на такой подвиг не способен...

Баба-Яга, надо сразу сказать, персонаж небанальный и неоднозначный... Особым даром наделила ее матушка-природа: видеть и ведать то, что не видят и не ведают остальные. То есть была она мощнейшим экстрасенсом! Правда, в то время таких мудреных слов не было. Поэтому говорили просто – ведьма. Кстати, слово «ведьма» появилось в народе как похвальное, от слова «ведать». От этого же слова произошло и название первых святых книг на земле – Веды. Более того, ведьмами называли добрых женщин-целительниц, которые ведали разные секреты, и относились за это к ним в народе как к святым. Интересно, что злых колдуний, занимающихся черной магией, называли тогда феями. Но во времена инквизиции бесы... очень находчиво сумели поменять плюс и минус местам: пропиарили минус как плюс. И человечество закоротило!.. Теми, кто что-то создает, руководят те, кто продает… Мудрецов считают юродивыми и убогими. Хотя само слово «убогий» бесы прозевали, и оно осталось очень точным и до сих пор означает того, кто остался у Бога...

Баба-Яга всех пугала, стращала, каждого встречного съесть обещала. Хотя ни в одной сказке, между прочим, своего обещания не сдержала и даже в печку никого толком не засунула2...

Зато как только она увидела своим восстановленным третьим глазом незапятнанную тугую и энергичную, как натянутая тетива, ауру Ивана-царевича, готового к подвигам..., тут же поняла – простил ее Господь за все ее грехи – послал исполнителя мечты!.. При этом настоящего богатыря! В то время слово «богатырь» слагалось из двух слов: «Бог» и «тырить». Только слово «тырить» означало «копить». Это значительно позже слова «копить» и «воровать» слились в одном процессе... Так что богатырем в то время называли того, кто накопил в себе Бога3. А не того, кто по-голливудски... накачал мышцы. Потому что тот, кто накачал себе мышцы, тот не богатырь, а качок!

Однако, прежде чем отправить Иванушку на подвиг, начала обучать его уму-разуму. Из бунтаря превращать в просветленного. Поскольку знала главную аксиому Творца: бунтарь без просветления опасен, как даун, играющий с высоковольтными проводами. Кроме того, с бунтарями Кащей быстро расправлялся. Ведала она тайну тайн: для зла опасна не сила, а просветление!

Далее, как мы помним, Иван-дурак или Иван-царевич, прошедший школу Бабы-Яги, бессмертного Кащея побеждал! Т.е. женщина подсказывала как, а действовал и победителем становился сам мужчина. Этот же принцип реализован в наших сказках и в другой распространенной паре: когда добрый молодец женится на Василисе Премудрой. Эта схема отношений видна и в древних сказках, например, про «Царевну-лягушку», и в навеянной ими сказочной поэме нашего недавнего современника Леонида Филатова «Про Федота-стрельца», где главного героя опять же отправили искать «то, не знаю что».

А давайте вспомним, что там с премудрыми женами-то было?

Фрагмент русской народной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»4, по мотивам которой Леонид Филатов5 написал свою поэму
СвернутьПоказать

Пошел раз Андрей на охоту. Целый день по лесу бродил – так никого и не подстрелил. Уже и солнышко к закату клонится. Понурился стрелец да обратно побрел. Видит – сидит на дереве горлица. «Дай-ка, – думает, – хоть эту подстрелю. Хоть и мала, а все-таки дичь»...

Вдруг молвит горлица человечьим голосом:

– Не губи меня, Андрей-стрелец! Возьми меня живую, принеси домой да посади на окошко. А как найдет на меня дремота – не бойся и бей меня правой рукой наотмашь. Тогда и счастье твое будет.

Подивился Андрей-стрелец: птица – а человеческим голосом говорит. Принес он горлицу домой, посадил на окошко, а сам смотрит: что-то будет. Недолго ждать пришлось. Вот сунула горлица голову под крылышко и задремала. Андрей вспомнил ее наказ да и ударил ее правой рукой наотмашь. Упала горлица наземь. Смотрит Андрей – что за диво! Вместо птицы стоит перед ним девица, Марья-царевна, да такая красавица – ни в сказке сказать, ни пером описать. Потупила она очи и говорит:

– Ну что, Андрей, сумел ты меня взять – сумей теперь и удержать. Собирай народ, да неспешным пирком и за свадебку. Буду тебе женой на радость да на заглядение...

<Прим.: а дальше жили они душа в душу, а Марья-царевна то шелковый ковер за одну ночь соткет, то такие советы мужу в путь-дорогу даст, что без них бы он пропал и живым домой не вернулся, потому как задание ему дали на верную погибель>

Сюжет русской народной сказки «Царевна-лягушка»
СвернутьПоказать

Жила-была молодая дева, хороша собой, с птицами и деревьями разговаривала. Залюбовался ею Кащей бессмертный, но отказала она ему, не соблазнилась на его «богатства». Рассердился он и обрек деву три года и три дня в лягушачьей коже ходить.

Иван-царевич, осмеянный многими, женился-таки на лягушке, потому что не смог нарушить слово, данное отцу. А когда она женою Ивану-царевичу стала, то по ночам сначала каравай испекла, рубаху вышила, ковер соткала. А потом и вовсе из залитых в рукава остатков вина и косточек сотворила озеро и лебедей и танцевала-то на пиру лучше всех... пока Иван все не испортил, когда сжег кожу лягушачью.

У нормального Ивана жена, мягко говоря, ненормальная, но его это не смущает, любит больше жизни. Не отступился от любимой Иван, и когда за нее с темными силами биться пришлось, пошел искать по свету белому, с Бабой-Ягой встретился и, наученный ею, победил-таки Кащея бессмертного.

Фрагмент сказки «Василиса Премудрая» с типичным для наших сказок диалогом6
СвернутьПоказать

Увидала его из терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

– О чем, Иванушка, кручинишься?

Отвечает ей Иван:

– Как же мне не кручиниться! Приказал мне <. . .>

– Это еще не беда – беда впереди будет! Ложись-ка спать. Утро вечера мудренее.

Послушался Иван, лег спать. А Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

– Гей вы, слуги мои верные! <. . .>

Проснулся на заре Иван, глянул – все готово.

<Прим.: и так раза 3 беду она от любимого отваживала, но с самым тяжким заданием Ивану все-таки самому справиться надо, а залог успеха – советы, что мудрая жена даст>

Как видите, во всех этих сказках муж – «обычный» хороший человек, только благородный, чистый сердцем, упорный и наивный, т.е. чистый душой, а жена – со сверхспособностями (как это бы сейчас назвали). Мы с детства воспитываемся на этих сказках, впитываем их с молоком матери.

Но кто-то может не понять тонкой грани. Обратите внимание: схема, когда женщина «коня на скаку остановит», которую начали нахваливать позже, принципиально отличается от этих сказок. Здесь ошибка женщины в том, что она не воодушевляет и во всем помогает своему мужчине, а вместо него сама делать начинает!!! С чужими ролями женщина тоже может справиться, и есть тому примеры, но горька победа, которой некому будет радоваться. Постоянные войны последнего столетия выкашивали мужчин, и женщины были вынуждены их заменять, а сыновья потом начинали это считать нормой, особенно когда такая конструкция семьи закрепляется на протяжении нескольких поколений. Но пока войны нет и милый рядом, делайте так, чтобы вам было за что его уважать (и ему самому тоже).

«Сэр, вставайте – Вас ждут великие дела!» – вот каков должен быть посыл. А потом, когда добрый молодец с первого и второго... и десятого раза с задачей идеально не справится, еще и удержать себя надо, чтобы не начать его пилить, а все поддерживать и, может, даже большую часть работы сделать (но незаметно так для окружающих) и в тылах остаться. Нужно искренне благодарить за все его старания и труды (не только за результат). Ведь чем может женщина отплатить мужчине за то, что он выкладывается, себя не жалея? Уважением... А никто и не обещал, что «в тылу» будет легко.

На эту тему есть даже отдельная сказка, или может быть притча
СвернутьПоказать

Пообещала Марья Ивану, что будет ему хорошей женой, но поставила одно условие: «Раз в год в ночь я буду уходить из дома, а ты мне препятствовать не будешь и ни о чем расспрашивать не станешь. Утром вернусь. И все у нас будет хорошо». Иван уж больно Марью любил. Согласился.

И зажили они душа в душу. Когда по истечении первого года жена на ночь ушла, он до утра глаз не сомкнул, разные мысли в голову лезли. Но когда она вернулась, сдержался и, как обещал, с расспросами не приставал. Во второй раз еле удержался Иван, еле отпустил жену. А в третий раз не утерпел: только она за порог вышла – он покрался вслед за ней.

Пошла она под светом полной луны в самую лесную чащу, подошла к старой колоде и обернулась... змеей подколодной. И как стала на эту колоду набрасываться и жалить ее, жалить ее, жалить, брызгая ядом!!! Перепугался Иван и домой со всех ног помчался. А наутро вернулась Марья домой спокойная, прижалась к любимому мужу, и прожили они еще один год в полном мире и согласии.

А теперь – ближе к реальности

Христианство стало очередным этапом развития человечества в том смысле, что сориентировало человека на работу сразу на уровне ментальных конструкций, движений души и духа (уход в молитву), а не как учили ранее – отталкиваться от тела, поднимаясь постепенно шаг за шагом (йога, тантра и т.д.). Видимо, Высшие посчитали, что человечество готово работать сразу на более высоких уровнях. Но получилось как всегда – единицы поняли, остальные извратили: «Ага, значит, будем умерщвлять тело! А за компанию… и женщину как искусительницу и источник соблазна = греха».

«Показательные выступления» на эту тему устроили иезуиты, поощряя настоящий мазохизм. Католики своим священникам навязали обет безбрачия. Но если душа человека не поднялась столь высоко, чтобы уже оторваться от земного, то эти оковы, скорее, приведут ее к греху. До целибата доросли единицы, а священников церкви нужно гораздо больше.

Отсюда родом и охота на ведьм в Европе. Инквизиция нанесла серьезный удар по женской природе, искореняя ее. Результат виден и сейчас: кто-то говорит, что в Европе гораздо больше мужеподобных женщин, а я добавлю сюда такие порождения, как гомосексуализм и феминизм. Ну и каково это выглядит? И кому от этого приятно? А причина в том, что зажатая женская энергия у этого этноса (она ведь не исчезает) была вынуждена поменять русло, произошла некая компенсация из-за того давления, которое было оказано.

Почему устроили охоту на ведьм? Церковники того времени чувствовали угрозу своей идеологии от ведающих женщин – их присутствием красноречиво говорила сама Природа, мужчина это чувствовал. Их нужно было запугать, уничтожить физически. В этом смысле показателен фильм «Агора».

А что в результате? Вместо подруги, понимающей и вдохновляющей, мужчина получил ограниченную «закованную» женщину, как гирю себе на шею…

На Руси таким маразмом не страдали. Православным священникам дают право выбора пути: пойти в белое духовенство (не приносить монашеских обетов) или в черное (монахи, рукоположенные в священный сан). Т.е. батюшки у нас жен своих любят и дочерей растят!

У нас ведающих женщин уважительно называли «Василиса Премудрая», их любили и женились, они рожали дочерей и сыновей, воспитывали их, передавая свой посыл дальше. Ну ладно, пусть это сказочный персонаж, отражающий глубинное отношение народа к мудрой женщине.

Но есть и более позднее замечательное житие наших православных святых Петра и Февронии.

Краткий пересказ жития Петра и Февронии
СвернутьПоказать

Если объединить имеющиеся вариации этой истории, найти в них общее и очистить от «средневековых рюшечек», то сухой остаток такой.

Она была простолюдинкой, он – княжеского рода. Страдал от неизлечимой болезни, которая внешне проявлялась в виде язв на коже, уже ходить не мог. Никто не мог вылечить. Его слуга, зашедший в дом девушки Февронии, не успев спросить ее, услышал ответ, что она сможет помочь его господину. Петра привезли, ему она сказала, что вылечит, если он на ней женится. Он пообещал. Она вылечила. Он вернулся домой, и тут родня объяснила, что невозможно ему жениться на простолюдинке, и он от данного слова отказался… Болезнь вернулась… Пришлось жениться… Она его опять вылечила…

А позже любовь до гроба (умерли в один день), да такая, которой даже современники дивились. Была она ему верной подругой при всех испытаниях. А он – заботливым правителем города Мурома.

Короче, она мысли чужие читала, неизлечимые болезни лечила, любить умела. Слава Богу, на костре ее не сожгли, а к лику святых вместе с мужем причислили. Их мощи сейчас в Муроме в монастыре покоятся, мои знакомые там венчались. История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не затерялась в веках. День святых Петра и Февронии – покровителей супружеской любви, верности и семейного счастья отмечается 8 июля.

Не спорю, обе функции есть у женщин – и искусительницы, и питающей своей любовью. От духовного уровня конкретного человека зависит, чего больше в его жизни. «То ищу я иконы да ладана, то грешу на погибель свою», – как говорил Есенин. Но наши сказки и наши святые дают нам правильные ориентиры, следуя которым мы можем сделать свою жизнь лучше.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. По всему видно – в юности сам был таким же Иваном-дураком, потому как природная чудаковатость у него осталась. Вернуться назад

  2. Кстати, раньше, когда для выздоровления болеющего младенца нужно было прогреть, его заворачивали в тесто или материнскую рубаху и на деревянной хлебной лопате в теплую печь прогреваться укладывали. С детьми, родившимися недоношенными, тоже так поступали. Только не любая женщина владела этим искусством, обычно к самым опытным повитухам обращались. В печи наши предки не только еду готовили. Вернуться назад

  3. Серафим Саровский главной целью жизни христианина называл стяжание Духа Святого. Кстати, был в нашей истории реально живший человек, которого у нас каждый знает как Илью Муромца. Но не все знают, что после богатырской службы стал он монахом, и в Киево-Печерской Лавре сейчас можно приложиться к его мощам. Вернуться назад

  4. Текст русской народной сказки приведен в редакции О. Свитовой и Г. Пырьева. Вернуться назад

  5. Кстати, Леонид Филатов воспитал сына своей второй жены Нины Шацкой, которую боготворил. Леонид воспитывал Дениса как родного. Денис стал священником, открыл свой приход в подмосковном г. Видном. Вернуться назад

  6. Текст русской народной сказки в обработке Тамары Габбе. Вернуться назад

Бесплатно 1 номер журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  14 голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.