Top.Mail.Ru
Многие изменения законодательства о страховых взносах, которые вступят в силу с 2015 года, известны уже сейчас. Чтобы организации успели подготовиться, в этом номере мы расскажем о новых необлагаемых выплатах, порядке представления отчетности, выездных проверках фондов, о том, как можно будет получить отсрочку или рассрочку по уплате взносов или зачесть переплату, а также о многом другом.

С 2015 года начнут действовать новшества, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Они связаны с принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ). О ключевых нововведениях расскажем в статье.

Новые необлагаемые выплаты

Сейчас. Страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты, связанные с увольнением. Исключением является только компенсация за неиспользованный отпуск. На нее нужно начислять страховые взносы. Такие правила закреплены в:

  • подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ);
  • абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Изменение. Перечень компенсаций, связанных с увольнением и освобождаемых от начисления страховых взносов (включая взносы «на травматизм»), пополнился новыми выплатами (подп. «б» п. 3 ст. 2, подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). С 2015 года в него входят:

  • выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главбуху в сумме, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Сейчас. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются на выплаты в пользу иностранцев (или лиц без гражданства), которые имеют статус временно пребывающих на территории России (не являющихся высококвалифицированными специалистами), если с ними заключен (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее – Закон № 167-ФЗ):

  • трудовой договор на неопределенный срок;
  • срочный трудовой договор, при этом общая продолжительность срочных трудовых договоров составляет не менее шести месяцев в течение календарного года.

Изменение. Застрахованными по обязательному пенсионному страхованию будут все временно пребывающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства (подп. «а» п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ). Со следующего года с выплат и вознаграждений в их пользу потребуется уплачивать страховые взносы в ПФР. При этом срок заключенного с ними трудового договора не будет иметь никакого значения.

Компенсация стоимости проезда в отпуск

Сейчас. Если работник проживает и работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то страховыми взносами не облагается компенсация стоимости проезда сотрудника и членов его семьи к месту проведения отпуска и обратно. Когда же работник отправляется в отпуск за границу, то страховыми взносами не облагается стоимость проезда (перелета) только до места пересечения границы России (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ). При этом в законодательстве РФ прямо не сказано, какой именно пункт пропуска через границу РФ следует учитывать при определении размера компенсации. Иными словами, не совсем ясно, что именно понимать под «пунктом пропуска через границу».

Изменение. Нововведениями предусмотрено, что пунктом пропуска через государственную границу России является в том числе здание международного аэропорта, в котором физлицо проходит пограничный контроль (подп. «б» п. 3 ст. 2, подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). С учетом этого можно правильно установить величину стоимости проезда, на которую не начисляются взносы.

Представление отчетности

Сейчас. Работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период больше 50 человек, а также вновь созданные компании, у которых численность работников превышает этот порог, должны представлять отчетность в ПФР и ФСС РФ в электронном виде (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Изменение. Среднесписочная численность физических лиц, отчетность по которым должна представляться в электронном виде, снижена до 25 человек (п. 2 ст. 1, подп. «в» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Поэтому, если среднесписочная численность работников, которым производятся выплаты и вознаграждения, превышает 25 человек, расчеты по формам № РСВ-1 ПФР и № 4-ФСС РФ потребуется представлять в виде электронного документа. Причем подписывать их нужно усиленной квалифицированной электронной подписью (подп. «в» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Аналогичная норма предусмотрена и в отношении правил сдачи сведений персонифицированной отчетности. Если численность работников 25 человек и больше (включая нанятых по договорам гражданско-правового характера), персонифицированную отчетность потребуется представлять в электронном виде (п. 2 ст. 1 Закона № 188-ФЗ). Однако напомним, что с 1 января 2014 года персонифицированная отчетность уже входит в состав расчета по форме № РСВ-1 ПФР.

Расчет страховых взносов

Сейчас. Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Изменение. Перечислять сумму страховых взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование нужно будет в рублях и копейках. Округление отменяется (подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Кстати, сейчас на практике в квартальных расчетах суммы начисленных взносов показываются в рублях и копейках, а уплаченных – в рублях. Зачастую это приводит к расхождениям. Внесенные поправки, по всей видимости, решат данную проблему.

Отсрочки, рассрочки

Сейчас. Фонды вправе предоставлять отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ). Однако порядка их предоставления на сегодня нет. Случаи предоставления также не определены. Поэтому у фондов фактически нет оснований для предоставления отсрочек (рассрочек). Это, кстати, подтверждено судьями (постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 16929/12).

Изменение. Введены нормы о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Данные вопросы регулируются новыми ст. 18.1–18.5 Закона № 212-ФЗ. При этом отсрочку (рассрочку) по уплате задолженности можно будет получить по всем видам страховых взносов, за исключением взносов в ПФР на накопительную часть пенсии.

Если же говорить об основаниях предоставления рассрочки, то они следующие:

  • причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований или неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных и муниципальных нужд;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг.

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) в территориальный орган ПФР или ФСС РФ по месту учета, потребуется представить заявление и подтверждающие документы. Их перечень можно найти в ст. 18.4 Закона № 212-ФЗ.

Взаимодействие с банками

Сейчас. Законодательство не предусматривает, что по запросам фондов банки обязаны выдавать справки о наличии счетов плательщиков и денежных средствах на них.

Изменение. За банками закрепили обязанность по выдаче фондам справок о наличии счетов в банках и (или) об остатках денежных средств на них, выписок по операциям на счетах. Фонды, в свою очередь, вправе запрашивать эту информацию:

  • при проведении проверок;
  • при вынесении решений о взыскании за счет средств на банковских счетах.

Также заметим, что если работодатель не погасит недоимку по взносам (пеням, штрафам) на основании предъявленного ему требования, фонды вправе принять решение о взыскании средств с его счета в банке (ч. 1 и 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Для этого они направляют в банк поручение на списание денежных средств (ч. 2 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). Законом № 188-ФЗ предусматривается, что срок для направления такого поручения не ограничивается (подп. «б» п. 10 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Пока же проверяющие вправе направить поручение в банк только в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Начисление пеней

Сейчас. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов (ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ). При этом день уплаты задолженности в расчет пеней не включается, что подтверждается, например, определением ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-8069/12.

Изменение. В Законе № 212-ФЗ будет предусмотрено, что последним днем, за который на сумму просрочки начисляются пени, является день фактической уплаты долга (п. 14 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Зачет переплаты

Сейчас. Зачесть переплату по страховым взносам, пеням и штрафам можно только в рамках бюджета того фонда, в который они уплачиваются (ч. 21 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).

Изменение. Поправки предусматривают возможность зачета излишне уплаченных взносов по одному виду страхования в счет будущих платежей, а также погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам по взносам, относящимся к иному виду страхования. Такой зачет возможен между теми взносами, которые взимаются одним и тем же фондом (подп. «з» п. 14 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Иными словами, провести взаимозачет можно:

  • между взносами в ПФР и ФФОМС, поскольку они администрируются одним и тем же органом – ПФР (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ);
  • между взносами в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности (в связи с материнством) и взносами «на травматизм», поскольку они администрируются ФСС РФ (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ, ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).

Выездные проверки

Сейчас. Выездная проверка не должна продолжаться дольше двух месяцев. Она не может проводится чаще, чем один раз в три года (ч. 10 и 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Изменение. Порядок проведения выездных проверок дополнен нормами о возможности продления срока проверки, а также проведения повторной выездной проверки (подп. «в» п. 19 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Так, срок проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев, если:

  • при проверке получена информация о нарушении компанией законодательства о взносах;
  • на территории, где проводится проверка, возникли обстоятельства непреодолимой силы;
  • страхователь не представил документы, необходимые для проверки, в течение 10 дней со дня вручения требования;
  • проводится проверка организации, имеющей четыре и более обособленных подразделения (проверка может быть продлена до четырех месяцев);
  • проводится проверка организации, имеющей десять и более обособленных подразделений (проверка может быть продлена до шести месяцев).

Что касается повторной выездной проверки страхователей, то она может проводиться:

  • вышестоящим органом (в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку);
  • фондом, ранее проводившим проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по взносам, если в нем величина взносов указана в меньшем размере.

Если при проведении повторной проверки будет выявлен факт нарушения законодательства, который не был выявлен при первоначальной проверке, то санкции применяться не должны. Исключением будет случай, когда правонарушение не было выявлено изначально по причине сговора между страхователем и должностным лицом фонда.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Сейчас. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) фонда должен выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Перечень обстоятельств приведен в ст. 44 Закона № 212-ФЗ.

Изменение. При привлечении к ответственности за совершение правонарушений обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, не будут учитываться. Статья 44 Закона № 212-ФЗ, содержащая их перечень, утрачивает силу (п. 24 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Создание обособленных подразделений

Сейчас. Организации должны сообщать фондам об открытии и закрытии подразделений. Это нужно сделать в течение месяца с даты создания или закрытия подразделения соответственно (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).

Изменение. Работодатели не будут обязаны сообщать о создании или закрытии обособленных подразделений. Также не нужно будет сообщать о реорганизации или ликвидации компании или о прекращении деятельности предпринимателя (подп. «в» п. 17 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

К сведению

Эти изменения действуют только с 1 января 2015 года. Поэтому если обособленное подразделение будет создано (закрыто) до этой даты, а месячный срок истекает после 1 января 2015 года, то уведомить фонды, по всей видимости, будет нужно.

Тарифы для аптек

Сейчас. Аптеки на ЕНВД вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). При этом пониженные тарифы можно применять в отношении всех работников, а не только тех, у кого есть фармацевтическое образование (определение ВАС РФ от 06.03.2014 № ВАС-1968/14).

Изменение. Со следующего года аптечные организации и предприниматели, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности и уплачивающие ЕНВД, вправе применять пониженные тарифы взносов к выплатам только тем сотрудникам, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью (подп. «а» п. 5 ст. 3, подп. «а» п. 29 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Эти лица перечислены в ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». К ним относятся:

  • лица, получившие в России высшее или среднее фармацевтическое образование и имеющие сертификат специалиста;
  • лица, обладающие правом заниматься медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, но только если они работают в обособленных подразделениях медицинских организаций (имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации;
  • лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, но прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам (профессиональную переподготовку) и имеющие сертификат специалиста;
  • лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве (которое признается в России), сдавшие в России экзамен по специальности и получившие сертификат.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам

Налоговая проверка может привести к штрафу по ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных налоговиками документов. И ладно бы, если размер штрафа окажется незначительным. Но встречаются и многомиллионные суммы. На основе анализа судебной практики рассмотрения налоговых споров мы подобрали четыре аргумента, которые помогают успешно оспаривать штрафы или хотя бы снижать их размеры. Сможете пополнить свою «копилку» судебных актов по делам, разрешенным в пользу налогоплательщиков, и использовать приведенные нами аргументы на практике в случае налоговых споров по схожим обстоятельствам.