Платные дороги с каждым днем пользуются все большей популярностью. Оно и понятно, ведь такие преимущества, как экономия эксплуатационных затрат, времени доставки грузов и пассажиров, повышение комфорта движения, снижение ущерба от дорожно-транспортных происшествий, неоспоримы. Поговорим о том, когда дорога становится платной, кому положены льготы по ее оплате и можно ли учесть плату за проезд в расходах.
Платные автомобильные дороги прочно вошли в нашу жизнь. Несмотря на многочисленную армию противников, проезд по платным дорогам имеет несомненные преимущества. Это сокращение времени доставки грузов и пассажиров, снижение эксплуатационных затрат (ГСМ, износа шин, расходов на ремонт). Также несомненным плюсом является комфортный режим передвижения: улучшенное полотно дороги, разделительный барьер, дополнительные боковые ограждения, придорожный сервис и т.д. По сути, минус только один – это стоимость проезда.
Законодательная база
В России решение о возможности эксплуатации автомобильных дорог на платной основе было принято еще в конце 1992 года указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1557. Необходимость коммерческих магистралей была обусловлена повышением технического уровня сети автомобильных дорог. При этом главным условием предоставления платного проезда декларировалось наличие бесплатного альтернативного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам.
В дальнейшем концепция создания платных автотрасс получила развитие в указе Президента РФ от 27.06.1998 № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации».
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).
В свою очередь постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 № 973 были утверждены «Временные правила определения стоимости проезда по платным автомобильным дорогам и дорожным объектам и использования взимаемых за проезд средств» (далее – Временные правила).
Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 18 (далее – Правила).
Кстати, первый опыт взимания платы за проезд оказался неудачным. Речь идет о двух объектах 1:
- мосте через р. Дон (протяженностью 2,7 км, построен в 1998 г. вместо паромной переправы, которая после открытия была сохранена как альтернативный проезд);
- путепроводе через железнодорожные пути в г. Саратове (общей протяженностью более 1 км,...