Минфин России выпустил письмо от 09.04.2014 № 02-06-10/16186, в котором высказал мнение о том, что детализация выполненных работ в актах не обязательна. Разберемся, насколько это отвечает требованиям законодательства и как могут отнестись к такой позиции налоговые контролеры.
Финансовое ведомство в письме от 09.04.2014 № 02-06-10/16186 (далее – Письмо № 02-06-10/16186) высказало мнение, что согласно действующему законодательству акт выполненных работ (услуг) составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов. При этом перечень обязательных реквизитов не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг). Рассмотрим порядок составления актов подробнее.
Правильная «первичка»
С 2013 года первичные учетные документы разрешено составлять по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта (в нашем случае речь идет об индивидуальных предпринимателях). Это следует из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). При этом каждый самостоятельно составленный первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Вместе с тем обязательными к применению остались формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
Далее мы уделим внимание только формам актов сдачиприемки выполненных работ и оказанных услуг.
Акт по услугам
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Форма акта сдачиприемки результатов оказанных услуг никогда не содержалась ни в одном альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Так что, как и ранее, форму акта следует разработать самостоятельно.
При этом нужно опираться на реквизиты, обязательные для первичных учетных документов (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за документальное оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных п. 6 данного списка, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В Письме № 02-06-10/16186 прозвучало, что вышеуказанный перечень не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (услуг). По нашему мнению, это логично. Достаточно того, что подробное наименование согласованных сторонами работ / услуг и их стоимость были приведены в договорах и спецификациях к ним. Тем не менее отсутствие подробной детализации работ или услуг в акте может не понравиться налоговикам.
Судьи в постановлении ФАС СевероЗападного округа от 28.11.2013 № А05-2814/2013 пришли к выводу об отсутствии у предпринимателя документального подтверждения расходов по получению юридических услуг. Одним из доводов являлся факт того, что в актах выполненных работ в графе «наименование работ, услуг» было указано «юридические услуги», т.е. отсутствовала подробная информация о том, какие именно услуги и в каком объеме предоставлялись, а также об их стоимости.