Top.Mail.Ru

Новые правила госрегистрации юридических лиц

Пару месяцев назад вступил в силу закон, изменяющий привычные правила регистрации компаний. Поправки коснулись случаев нотариального удостоверения подписей учредителей, а также порядка передачи полномочий на представление и получение документов. Расскажем, как изменилась процедура регистрации и почему она стала проще. Не оставим без внимания разъяснения, которые уже успели дать специалисты ФНС России.

С 5 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым была уточнена процедура государственной регистрации компаний и предпринимателей 1. Регистрировать новые фирмы, в принципе, стало проще. Однако есть некоторые нюансы, требующие уточнения. Разберемся в деталях.

Новый закон внес немало изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Если обобщить суть изменений, то они сводятся к следующему:

  • скорректированы случаи, когда подписи на документах для регистрации компаний не обязательно удостоверять у нотариуса;
  • закреплен порядок передачи полномочий на представление и получение документов в регистрирующем (налоговом) органе.

При этом чиновники уже выпустили рекомендации по применению новых положений законодательства – письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238 (далее – Письмо).

Подписи на документах

Прежде, до 5 мая 2014 года, подлинность подписи на заявлении о регистрации новой компании требовала свидетельствования в нотариальном порядке. Об этом говорилось в прежней редакции п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Получается, что в любом случае, когда регистрировалась новая фирма, заявителю нужно было обращаться к нотариусу.

Требование о необходимости нотариального свидетельствования подписей на документах сохранилось (абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Однако появились исключения. С 5 мая 2014 года не требуется заверять у нотариуса подпись на заявлении о государственной регистрации создаваемой организации, если документы (абз. 3, 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • подаются заявителем лично в налоговый (регистрирующий) орган и одновременно с ними представляется документ, удостоверяющий личность;
  • направляются в налоговый (регистрирующий) орган в форме электронных документов, которые подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом обратим внимание, что изменения не касаются ситуаций, когда документы на регистрацию представляются через многофункциональный центр (МФЦ). При этом подпись по-прежнему нужно заверять у нотариуса. В других случаях (допустим, при смене директора или изменении документов организации) также потребуется обращаться к нотариусу, даже если документы представляются лично.

А вот если использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, то нотариальное заверение теперь не потребуется для любого заявления, уведомления или сообщения. Это прямо закреплено в абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Если же документы направляются по почте, подпись, как и прежде, должна быть заверена у нотариуса. Изменений в данной части не было.

К сведению

Заявителем при государственной регистрации юридических лиц может быть, в частности (п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ):

  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени компании (например, руководитель постоянно действующего исполнительного органа);
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель компании, выступающей учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации компании.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Антикризисные правила для общих собраний в АО и ООО

С марта начинают проводить годовые общие собрания акционеров и участников обществ. В вопросах порядка их проведения, а также по некоторым иным в российском законодательстве сейчас действуют временные послабления. Рассматриваем их подробно и параллельно напоминаем ключевые сроки и действия, о которых надо знать всем, кто сталкивается с проведением общих собраний.

Заверения при продаже бизнеса

Один из кейсов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) привлекает особое внимание всех, кто когда-либо сталкивался с продажей бизнеса путем передачи юридического лица. Мнение ВС РФ усилило возможности защиты прав покупателя организации. На основе анализа позиции суда предлагаем формулировки в договор о продаже компании с заверениями, которые помогут обезопасить будущие риски как покупателю, так и продавцу.

Протоколы совмещенных и дистанционных заседаний

Все чаще заседания стали проводиться либо целиком дистанционно, либо в смешанном формате, когда часть участников присутствует лично, а часть – посредством удаленного доступа. Узнаете, когда это возможно и каким образом оформлять протоколы таких заседаний, в частности в сложных ситуациях, например, когда прерывается связь и количество участников меняется. Приводим образцы протоколов заседаний.

Субсидиарная ответственность за создание «зеркальных» юридических лиц

Некоторые собственники накануне банкротства пытаются воскресить бизнес, создавая новую – ​«зеркальную» – ​компанию, которая фактически дублирует старую. Задача кредиторов – доказать недобросовестность контролирующих должника лиц, которые своими действиями причинили компании ущерб. На основе анализа судебной практики выделяем 8 доказательств перевода бизнеса на «зеркальную» компанию. В частности, совпадение сферы деятельности, адреса, штата работников, контрагентов, имущества должника.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.