Обучение новичков – один из этапов их адаптации. Он следует практически сразу за процедурой отбора и является важным для компаний любой величины. Систему обучения обычно разрабатывает hr-менеджер совместно с руководителями подразделений. Поговорим о том, что необходимо учесть при разработке системы обучения, каким методам отдать предпочтение и на что обратить внимание при составлении программ.
В эпоху конкуренции на рынке труда многие компании готовы принимать людей без опыта и обучать их в ходе работы. При этом у работодателя должна быть разработана стратегия адаптации и обучения новых работников, чтобы предотвратить текучесть кадров. Поговорим о том, почему важно уделять внимание обучению новичков и как его организовать, чтобы оно было эффективным.
Нередко новый работник, который приступает к исполнению своих трудовых обязанностей, сталкивается с массой проблем и вопросов, испытывает тревогу, переживает, что делает что-то не так, не понимает, для чего он это делает. Чтобы не допустить возникновения проблем, которые появляются в процессе адаптации, а также объяснить новичку, как необходимо себя вести в той или иной ситуации, следует разработать систему обучения новых сотрудников.
Обучение новичков – один из этапов их адаптации. Он следует практически сразу за процедурой отбора и является важным для компаний любой величины. Систему обучения обычно разрабатывает hr-менеджер совместно с руководителями подразделений. В крупных компаниях существуют отделы обучения или корпоративные университеты, где есть тренеры и методисты. Кроме того, в обучении могут принимать участие внешние тренеры или наставники.
При разработке системы обучения для новичков необходимо:
- определить цели, методы, сроки обучения;
- назначить ответственных за обучение;
- разработать программу обучения для каждой должности (профессии);
- подготовить план учебных занятий;
- определить способы оценки эффективности проведенного обучения.
От того, насколько четко вы установите цели обучения новичков, будет зависеть выбор метода обучения и разработка программы. Цели обучения должны быть соотнесены с целями организации. Обрисуйте задачи, которые должны быть решены в процессе обучения, с учетом предыдущего опыта. Оцените причины, по которым у новичков возникали или могут возникнуть проблемы, и проанализируйте последствия этих проблем. Определите, какими знаниями и навыками должен овладеть новичок в результате обучения. Цели, сформулированные некорректно, затруднят разработку учебной программы и могут снизить качество обучения. Программа обучения не должна стать набором не связанных между собой семинаров. Это целостный документ, отражающий потребности новичков. В программе должны быть указаны сроки обучения. Желательно, чтобы они укладывались в испытательный срок работника.
Пример. Программа обучения менеджера по продаже рекламы на радио может выглядеть так: