Top.Mail.Ru
Поиск и отбор персонала, пожалуй, самая богатая на суеверия отрасль кадровой работы. Здесь много неопределенностей. Рекрутер должен закрыть в срок определенное количество вакансий, и сделать это качественно. А инструментами объективной оценки воспользоваться удается далеко не всегда. На них либо не хватает времени, либо у рекрутера отсутствует необходимая компетенция. Так и рождаются ритуалы и магические приемы. К сожалению, некоторые из них не только не помогают, но мешают в работе и являются заблуждениями.

Подбор персонала – очень практическая сфера деятельности, не имеющая ничего общего с гаданием или волшебством. Но и в ней есть нечто иррациональное: отдельные приемы, которые стали своего рода таинствами. Они на самом деле вредны, хотя многие hr-менеджеры в них свято верят.

Откуда пошли суеверия

В каждой профессии при желании можно найти что-то загадочное, даже мистическое. Профессиональные водители, к примеру, желают коллегам перед рейсом «ни гвоздя, ни жезла», некоторые возят с собой амулеты, обереги, предметы религиозного назначения. У военных, врачей, журналистов тоже есть специфические ритуалы, приметы, свой язык, не понятный людям других специальностей.

Если разобраться, то навыки и знания в профессии – сами по себе, а «мистика» в ней же – отдельно. То есть человек может отучиться в учебном заведении, получить специальность, но не знать неформальных требований своей профессии, некоего «кода» для посвященных. Сообщества профессионалов тщательно хранят традиции, передавая их из поколения в поколение. Людям нужно чувствовать себя частью целого большого организма, выполняющего какую-то роль в обществе. Все эти небольшие суеверия, «секреты» помогают безошибочно угадывать «своих» среди чужих. Это своего рода пароль. Новичок еще не обладает всеми секретами, поэтому не может считаться профессионалом в полной мере.

Подобные суеверия – отголосок времен, когда многочисленные первобытные племена враждовали друг с другом и выживали в дикой природе (условия жизни тогда были, мягко говоря, некомфортными). Разного рода тайные знания служили для опознания «своего» (об этом мы говорили ранее) и для описания явлений природы.

Суровые условия заставляли приспосабливаться. Человек старался приручить природу, сделать ее более предсказуемой. Это сейчас можно поднять в воздух самолеты погодной авиации и разогнать тучи, а раньше этого нельзя было представить даже в самых смелых фантазиях. Жизнь была полна случайностей – иногда назойливых, иногда досадных, а порой и драматических. Постоянные мысли о будущем сводят с ума и погружают в состояние тревоги. Чтобы избавиться от этого гнетущего чувства, люди придумали ритуалы, обеты, табу (Пример 1).

Пример 1

Возвращаться – плохая примета. А если уж пришлось, то надо обязательно посмотреться в зеркало.

Если черная кошка перешла дорогу, то нужно взяться правой рукой за пуговицу на своей одежде.

Встретить женщину с пустым ведром утром – к неудаче.

Рассыпать соль – к ссоре.

Разбить зеркало – очень плохая примета. Нужно избегать смотреть в его осколки.

Эти и подобные приметы рационально необъяснимы, но широко распространены. Суеверные люди пользуются ими каждый день и строят свою жизнь в соответствии с ними. Это помогает снять нервное напряжение. Например, ссоры между людьми неизбежны, многие боятся испортить отношения с близкими людьми. И тут на помощь приходит примета. Чтобы не поссориться – нужно быть внимательным и ни в коем случае не рассыпать за столом соль. А проходя вдвоем по дороге, где стоит столб или растет дерево, нужно обойти их с одной стороны (чтобы не разойтись). Схожую природу имели древние ритуалы пожертвований. Чтобы охота была удачной или урожай удался, надо было принести что-нибудь, а иногда и кого-нибудь в жертву.

У специалистов кадровой...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как наладить отношения в коллективе

Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.