Несмотря на то, что Высший Арбитражный Суд в скором времени перестанет существовать, его позиция является приоритетной над позицией налоговиков и финансистов, изложенной в решениях. Поэтому так важно изучить судебные акты в сфере налогообложения, принятые в прошлом году. Тем более что многие из них затронули принципиальные моменты, которые не один год становились камнем преткновения.
В ушедшем году подходы судов ко многим спорным вопросам, касающимся налогообложения, существенно изменились. Причем это утверждение справедливо по отношению практически ко всем налогам, а также к мероприятиям налогового контроля и к налоговой ответственности. Рассмотрим наиболее значимые решения, которые наверняка будут иметь далеко идущие последствия для всех компаний.
Проверочные процедуры
Ключевым судебным актом здесь является постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 57). В нем высшие арбитры сделали немало по-настоящему революционных выводов. Причем все они являются обязательными для всех нижестоящих судов (п. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).
Постановление № 57 мы уже анализировали, поэтому основные его положения будем рассматривать коротко.
Во время приостановления проверки допросы запрещены
На практике нередко возникает ситуация, когда налоговики приостанавливают выездную проверку, но продолжают допрашивать сотрудников организации.
Действительно, в п. 9 ст. 89 НК РФ сказано, что на период приостановления выездной проверки инспекции запрещено только истребовать документы и проводить проверочные мероприятия на территории организации. А вот по поводу других действий (в том числе допросов свидетелей) там ничего не говорится. Поэтому проводить их, по мнению проверяющих, вполне допустимо.
Причем такой подход разделяли чиновники Минфина России (письмо от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11), ФНС России (письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@), а также суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2013 по делу № А70-6132/2012, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2013 по делу № А05-9817/2012).
Высшие арбитры решили изменить эту практику. В п. 26 Постановления № 57 они указали, что по смыслу п. 9 ст. 89 НК РФ «в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников». Однако как именно высшие арбитры выявили этот смысл, осталось загадкой.
Документы, запрошенные до приостановления проверки, организация обязана представить
Случается, что налоговики запрашивают у организации какие-либо документы, а спустя пару дней принимают решение о приостановлении проверки. У налогоплательщиков возникает вполне логичный вопрос: нужно ли представлять запрошенные документы в срок, указанный в требовании, или можно повременить до возобновления проверки? Многие суды считали, что во время приостановления проверки требование можно не исполнять (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2013 по делу № А12-31579/2012, ФАС Московского округа от 20.08.2012 по делу № А41-27671/11).
Высшие арбитры пришли к выводу, что такой подход является ошибочным. Они указали, что налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки (п. 26 Постановления № 57).
Отменить через суд можно только обжалованную часть решения налоговиков
Как известно, акты налоговых органов могут быть оспорены в судебном порядке лишь после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ). Вот только на практике организации зачастую обжалуют в апелляционном порядке не весь такой акт, а какую-то его часть. А затем, уже в суде, пытаются отменить еще и те части, которые не были обжалованы. Многие суды считали, что для подобных действий нет никаких препятствий (постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2013 по делу № А44-4898/2012, ФАС Московского округа от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 по делу № А40-94667/10-13-439).
Однако из п. 67 Постановления № 57 следует обратный вывод. Пленум ВАС РФ сообщил, что решение по итогам проверки может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Выходит, отменить не обжалованную часть решения теперь нельзя.
Вопросы ответственности
Немало значимых разъяснений было сделано и по вопросам налоговой ответственности.
Неправильная квалификация нарушения влечет отмену решения налоговиков
Довольно часто налоговики, выявив то или иное правонарушение, привлекают организацию к ответственности не по той статье. Например, за отказ от предоставления документов нередко штрафуют по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу». На самом же деле за отказ от представления бумаг или непредставление их в установленные сроки ответственность предусмотрена в ст. 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового...