Top.Mail.Ru

Обзор современных тенденций в издании приказов

Составление и оформление приказов рассматривается в статье в аспектах управленческой и юридической техники, на основании которых формулируются современные требования к приказу как инструменту оформления и трансляции управленческих решений, а также основному средству доказательства законности их принятия. Эти аспекты могут быть учтены при разработке соответствующего раздела в Инструкции по делопроизводству или при создании специального Регламента издания распорядительных документов.

Приказ – распорядительный документ

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа управления, действующим на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед этим органом.

В соответствии с данным определением, которое было закреплено в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974), приказ рассматривается как документ «первого» лица, которое на основе устава организации имеет право реализовать всю полноту власти и представлять интересы организации во внешней среде без доверенности.

Документом «заместителей» считается распоряжение, которое также является правовым актом, но издается только по оперативным вопросам, решение которых делегировано по соответствующим функциям и уровням управления (это правило «делового оборота» действует для организаций и предприятий и не распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления, которые в основном должны руководствоваться подп. 3.3.5.2 и Приложением № 15 Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76, в которых отражены также и некоторые особенности оформления приказов и распоряжений в данных органах управления).

В современной управленческой практике при оформлении делегирования полномочий приказом его заголовок обычно формулируют так:

  • когда «первое» лицо организации делегирует полномочия своим замам
    • «О распределении полномочий между генеральным директором и его заместителями», или
    • «О распределении зон ответственности между генеральным директором и его заместителями», или
    • «О распределении полномочий по управлению ЗАО «Скала»;
  • при смене заместителей или делегировании полномочий на уровень руководителей структурных подразделений обычно издается приказ о персональных полномочиях:
    • «О полномочиях коммерческого директора Петрова П.П.» или
    • «О предоставлении права подписания документов Директору операционного департамента Симонову С.С.»;
  • в случае временного отсутствия первого руководителя и с учетом положений, зафиксированных в уставе организации, готовится приказ, например, «О возложении полномочий по управлению Общества на первого заместителя генерального директора Краснова К.К.».

Необходимо помнить, что каждая зона ответственности и служебная функция обязательно предполагает и делегирование прав по отношению к документам (подписание, внешнее согласование, внутреннее визирование, обязательное согласование, права доступа и ознакомления со всеми распорядительными документами и поручениями и т.п.). И если заместителям руководителя предоставляются права издания приказов, то необходимо организационно закрепить, что они издаются только по конкретным вопросам, право принятия решений по которым делегируется. То есть права издания соответствующих распорядительных документов необходимо иерархически выстроить и регламентировать по видовому или функциональному признакам, например:

  1. Видовой признак:
    • приказы издает / подписывает:
      • первый руководитель по всем вопросам деятельности организации,
      • заместитель (один или несколько, но не все) в случае временного отсутствия первого лица (в соответствии с формулировкой устава);
    • распоряжения издают / подписывают заместители по конкретным вопросам деятельности, закрепленным за ними.
  2. Функциональный признак:
    • первый руководитель издает приказы по всем вопросам деятельности организации в соответствии с уставом;
    • по конкретным участкам деятельности, закрепленным за конкретными заместителями, они подписывают приказы (перечисляются направления деятельности и функции организации, закрепленные уставом, и уточняющие их формулировки, отраженные в положениях о должностях и положениях о «курируемых» структурных подразделениях).

Подобную регламентацию рекомендуем осуществлять за счет разработки организационных документов, системно связанных друг с другом, возможно издание отдельного Положения о системе делегирования полномочий и регламента издания...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.