Все организации-работодатели являются страхователями и уплачивают страховые взносы во внебюджетные фонды – в Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования РФ. «Фондовцы», в свою очередь, проверяют правильность тех расчетов, которые представляют компании. В случае подозрений в том, что фирма нарушает требования в сфере пенсионного и социального страхования, специалисты фондов могут прийти с выездной проверкой. Расскажем, как проходит это мероприятие.
Любые компании обязаны начислять и уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды с выплат своим сотрудникам. Не удивительно, что фонды контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты данных взносов. Для этого они в первую очередь проверяют отчетность, которую представляют организации. Но если в сданных формах будет не все гладко, специалисты фондов могут нагрянуть в компанию с выездной проверкой. Выясним, какие организации находятся в группе риска и как контролеры будут искать нарушения.
Начнем с того, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов осуществляют:
- ПФР и его территориальные органы – в отношении взносов на обязательное медицинское страхование (уплачиваются в Федеральный фонд ОМС) и на обязательное пенсионное страхование;
- ФСС РФ и его территориальные органы – в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Об этом сказано в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).
Кроме того, соцстрах проверяет обоснованность расходования средств на выплату страхового обеспечения за счет ФСС РФ в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее – Закон № 255-ФЗ).
Разумеется, специалисты внебюджетных фондов проводят проверки не как придется, а в соответствии с определенным порядком. Он описан в следующих документах:
- в Законе № 212-ФЗ;
- в Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (утв. распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р, далее – Методические рекомендации);
- в Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утв. постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, далее – Методические указания).
План-график
Проверки плательщиков взносов территориальные отделения ПФР и ФСС РФ проводят совместно на основании ежегодных планов (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). То есть организация фактически «попадает» сразу под две поверки – «социальную» и «пенсионную».
В план проверок организации попадают далеко не случайно. Вероятность того, что однажды на пороге появятся контролеры, увеличивается, если организация (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010):
- финансирует часть расходов за счет средств ФСС РФ (в частности, на выплату больничных, пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком);
- выплачивает суммы, не облагаемые страховыми взносами. Они перечислены в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Шансы попасть под проверку увеличиваются, если вопрос о начислении взносов на те или иные вознаграждения является спорным. Это, например, компенсация различных расходов в командировке, материальная помощь, предоставление бесплатного питания сотрудникам и др.;
- применяет пониженные тарифы страховых взносов (например, часть деятельности переведена на ЕНВД);
- не представит пояснения по противоречиям, выявленным в отчетности по результатам «камералки», или...