Нередко в результате вмешательства или невмешательства должностного лица органов местного самоуправления права индивидуального предпринимателя нарушаются. В такой ситуации действия или бездействия местных властей ИП могут оспорить в судебном порядке. И, как показывает анализ судебных решений, арбитры чаще всего поддерживают предпринимателей, если предметом разбирательства является бездействие должностных лиц. А вот конкретные действия оспорить гораздо сложнее.
Многие предприниматели сталкивались с неприятными ситуациями, когда различные внешние обстоятельства не позволяли им вести бизнес. Нередко такие преграды возникают по вине местных или региональных властей. Причем не всегда речь идет об их конкретных действиях, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности ИП. Скорее, наоборот: чаще всего причина кроится в бездействии органов власти в тех случаях, когда требуется их оперативное вмешательство. Что делать в подобных ситуациях?
Зачастую в результате вмешательства или невмешательства должностного лица органа государственной власти, местного самоуправления права индивидуального предпринимателя нарушаются, например, ограничиваются его возможности осуществлять отдельные виды деятельности, или деятельность вовсе приостанавливается. В данной ситуации действия или бездействие региональных или местных властей предприниматели часто оспаривают в арбитражных судах. Такое право ИП предусмотрено в ст. 46 Конституции РФ, ст. 1, 12, 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ. Но находят ли они там поддержку?
Рассмотрим это на примере наиболее часто встречающихся споров, которые связаны с непредоставлением органами местной власти имущества или земли индивидуальным предпринимателям. Стоит отметить, что распространенность таких споров неудивительна. Ведь для осуществления предпринимательской деятельности ИП часто требуются земля или помещения. Причем такая необходимость может возникнуть при ведении различных видов бизнеса: начиная от фермерского хозяйства и заканчивая строительством объектов. Наличие собственных помещений и земельных участков фактически дает возможность развиваться, не тратить денежные средства на аренду. Однако местные власти обычно не торопятся с их выделением. И довольно часто предприниматели защищают свои права до последнего, доходя даже до ВАС РФ.
Как обжаловать действия местных властей
Прежде определимся, что следует понимать под действиями органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих. Так, к ним относится властное волеизъявление этих органов и лиц, которое повлекло нарушение прав и свобод предпринимателя или создало препятствия к их осуществлению. При этом оно не обязательно должно быть облечено в форму решения и может быть выражено даже устно.
Что касается обжалования действий органов местного самоуправления, приходится констатировать, что очень часто суды встают на сторону администрации.
В определении ВАС РФ от 22.08.2013 № ВАС-11199/13 по делу № А56-48300/2012 суд пришел к выводу о том, что публичный собственник в установленном порядке не выражал свою волю на предоставление предпринимателю спорного помещения в аренду из состава помещений большей площади, возможность выкупа части арендуемого помещения при отсутствии на то воли собственника законом не предусмотрена.
Однако справедливости ради необходимо отметить, что подобные решения, как правило, обоснованы. А вот в случае неправомерных действий местных властей шансы на то, что суды примут решение в пользу предпринимателя, серьезно возрастают. Наглядным примером служит следующее постановление ФАС Московского округа.
В постановлении от 20.11.2012 по делу № А41-7997/12 ФАС Московского округа удовлетворил требование индивидуального предпринимателя в части признания недействительным постановления главы муниципального образования об отмене постановления главы муниципального образования о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю места размещения строительства административноофисного и гостиничного хозяйства на земельном участке. Руководствуясь нормами ст. 29 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), нижестоящий суд пришел к правомерному выводу, что, поскольку исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, поименованные в ст. 29 ЗК РФ, не вправе устанавливать сокращенный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, оспариваемое постановление принято в нарушение закона и ущемляет права индивидуального предпринимателя. Тем более судом установлено, что оспариваемое постановление является препятствием для предоставления земельного участка для строительства.