Рассмотрен налоговый учет подарков в натуральной форме, которые стимулируют покупателя приобретать больше единиц одного товара. Автор поясняет порядок бухучета и документооборота по бонусным товарам.
Нередко организации, занимающиеся торговлей, проводят различные акции для оптовых покупателей. Последнее время наиболее популярной стала выдача подарка в натуральной форме, когда при покупке определенного количества единиц товара одна или две такие же единицы товара достаются покупателю совершенно бесплатно. Рассмотрим налогообложение, порядок отражения подобных расходов в бухгалтерском и налоговом учете, а также документооборот.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом такие расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
В свою очередь на основании подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
При этом в подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ не конкретизировано, о каких именно премиях (скидках) идет речь, а также какова форма их предоставления – денежная или натуральная. Следовательно, способы предоставления премий (скидок) могут быть различными, в частности, на сумму премии (скидки) может быть предоставлен товар, премия (скидка) может быть зачтена в оплату следующей партии товара и другое (постановления ФАС Московского округа от 22.07.2010 № КА-А40/7665-10, ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2008 по делу № А56-38100/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.2007 № Ф04-6332/2007).
Таким образом, данная норма применяется и при предоставлении премии (бонуса) в натуральной форме.
Минфин России в своем письме от 28.12.2005 № 03-03-04/1/462 разъяснил, что после 1 января 2006 г. (дата вступления в силу подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ) продавец товаров, предоставляющий покупателям премии (в виде дополнительной единицы реализуемого товара), отражает сумму таких премий в составе внереализационных...