Top.Mail.Ru
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ, направленный на противодействие незаконным финансовым операциям, внес изменения в законы о бухучете и о банкротстве, они регулируют ответственность за сохранность документов. Это коснется в первую очередь руководителей организаций и хозяев бизнеса, вам это тоже полезно знать.

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вступивший в силу 30 июня 2013 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки), внес изменения в 22 федеральных закона. Далее будем именовать его 134-ФЗ.

Многие его новые законодательные нормы напрямую связаны с вопросами управления документами в организациях. Среди новшеств выделим:

  • ужесточение требований к обеспечению сохранности документов при смене руководителя организации;
  • расширение списка «контролирующих организацию лиц», которых можно привлечь к субсидиарной ответственности за необеспечение сохранности бухгалтерских документов.

При смене руководителя должна обеспечиваться передача бухгалтерских документов

Теперь статья 29 Закона «О бухгалтерском учете» дополнена интересной формулировкой:

Фрагмент документа

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Новая часть 4 в статье 29 «Хранение документов бухгалтерского учета»

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Новая часть 4 в статье 29 «Хранение документов бухгалтерского учета»

4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

Теперь при смене руководителя поломать голову над тем, как на практике оформить передачу документов бухгалтерского учета от прежнего руководителя новому, придется не только им самим, но и юристам, бухгалтерам, управляющим документами.

Если передачи документов не проводится, то необходимо будет документально зафиксировать этот факт, провести сверку наличия всех документов, а в случае отсутствия каких-либо из них оформить это актом.

С трудом себе представляю, как можно документально доказать полную передачу абсолютно всех документов, ведь даже в небольших организациях объемы документации значительны, и далеко не вся она находится под прямым контролем руководителя. Думаю, только судебная практика покажет, насколько широко будет трактоваться требование о передаче документов и насколько велики окажутся связанные с ним риски для руководителей.

Кто заплатит по долгам банкрота, если утеряны его документы... хотя бы частично?

Популярность у арбитражных управляющих «дубины» субсидиарной ответственности1 говорит о действенности этой меры, введенной в 2009 году.

Фрагмент документа

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве»

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве»

5. Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

В общем, нет ничего удивительного в том, что 134-ФЗ, посвященный противодействию незаконным финансовым операциям, уточнил несколько моментов в вопросе ответственности руководителей за обеспечение...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как могут наказать за нарушение ограничений, направленных на противодействие COVID-19

Давайте разберемся, какая ответственность грозит за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в различных ситуациях? Что может грозить за отказ от обязательной вакцинации? Кто конкретно будет наказан – организация, ее руководитель или рядовой работник? Антиковидные ограничения, введенные в начале пандемии, постепенно ослабляются (в каждом регионе свои темпы этого процесса, где-то мы наблюдаем и откат обратно). А вот наказания за нарушения антиковидных ограничений, которые были введены еще в 2020 году, пока никто не отменил, и о них стоит помнить. Получается, что надо и деловую активность восстанавливать, и понимать, чем рискуешь, чтобы попасть в «золотую середину».

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Как оформить приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность?

Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации? И как оформить такой приказ? Кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере? Почему их ответственность лучше закрепить отдельным приказом? По каким поводам и как часто переиздавать эти приказы? Как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении? Какое обучение должны пройти эти люди?

Приказы о назначении ответственных

Необходимо ли ежегодно переиздавать приказы о назначении ответственных (например, за пожарную безопасность)? И уточнение: как сформулировать приказ о первичном назначении ответственных так, чтобы этим ежегодно не заниматься? Либо в ежегодном переиздании таких приказов все-таки есть свои плюсы?

Кто отвечает за текущее и архивное хранение документов в организации

Документы как один из видов активов компании в условиях рыночной экономики требуют большего внимания, ответственности и даже уважения. В данной статье даются рекомендации по системной регламентации их текущего оперативного и архивного хранения в организации, при этом особое внимание уделяется разграничению зон ответственности сотрудников и руководства.

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Как могут наказать за нарушение ограничений, направленных на противодействие COVID-19

Давайте разберемся, какая ответственность грозит за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов в различных ситуациях? Что может грозить за отказ от обязательной вакцинации? Кто конкретно будет наказан – организация, ее руководитель или рядовой работник? Антиковидные ограничения, введенные в начале пандемии, постепенно ослабляются (в каждом регионе свои темпы этого процесса, где-то мы наблюдаем и откат обратно). А вот наказания за нарушения антиковидных ограничений, которые были введены еще в 2020 году, пока никто не отменил, и о них стоит помнить. Получается, что надо и деловую активность восстанавливать, и понимать, чем рискуешь, чтобы попасть в «золотую середину».