Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ, направленный на противодействие незаконным финансовым операциям, внес изменения в законы о бухучете и о банкротстве, они регулируют ответственность за сохранность документов. Это коснется в первую очередь руководителей организаций и хозяев бизнеса, вам это тоже полезно знать.
Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вступивший в силу 30 июня 2013 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки), внес изменения в 22 федеральных закона. Далее будем именовать его 134-ФЗ.
Многие его новые законодательные нормы напрямую связаны с вопросами управления документами в организациях. Среди новшеств выделим:
- ужесточение требований к обеспечению сохранности документов при смене руководителя организации;
- расширение списка «контролирующих организацию лиц», которых можно привлечь к субсидиарной ответственности за необеспечение сохранности бухгалтерских документов.
При смене руководителя должна обеспечиваться передача бухгалтерских документов
Теперь статья 29 Закона «О бухгалтерском учете» дополнена интересной формулировкой:
Фрагмент документа
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Новая часть 4 в статье 29 «Хранение документов бухгалтерского учета»
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Новая часть 4 в статье 29 «Хранение документов бухгалтерского учета»
4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Теперь при смене руководителя поломать голову над тем, как на практике оформить передачу документов бухгалтерского учета от прежнего руководителя новому, придется не только им самим, но и юристам, бухгалтерам, управляющим документами.
Если передачи документов не проводится, то необходимо будет документально зафиксировать этот факт, провести сверку наличия всех документов, а в случае отсутствия каких-либо из них оформить это актом.
С трудом себе представляю, как можно документально доказать полную передачу абсолютно всех документов, ведь даже в небольших организациях объемы документации значительны, и далеко не вся она находится под прямым контролем руководителя. Думаю, только судебная практика покажет, насколько широко будет трактоваться требование о передаче документов и насколько велики окажутся связанные с ним риски для руководителей.
Кто заплатит по долгам банкрота, если утеряны его документы... хотя бы частично?
Популярность у арбитражных управляющих «дубины» субсидиарной ответственности1 говорит о действенности этой меры, введенной в 2009 году.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве»
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Статья 10 «Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве»
5. Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.
В общем, нет ничего удивительного в том, что 134-ФЗ, посвященный противодействию незаконным финансовым операциям, уточнил несколько моментов в вопросе ответственности руководителей за обеспечение...