Ситуация. Численность работников компании более 50 человек, поэтому отчетность в ПФР представляется в электронном виде. Таково требование ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). Однако с отчетностью за I квартал вышла проблема. Из-за сбоя в программе ее удалось отправить только 21 мая 2013 г., хотя срок для представления отчетности – 15 мая 2013 года (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). В результате территориальный орган ПФР оштрафовал компанию на 30% от суммы, подлежащей уплате. Компания считает, что размер штрафа несоизмерим допущенному нарушению.
Решение. В такой ситуации отчетность нужно было отправлять по почте в бумажном виде (несмотря на то, что компания обязана отчитываться в электронном виде). Если бы фирма так поступила, то штраф, скорее всего, удалось бы снизить или вообще отменить. Поясним, в чем суть такого подхода.
Отчетность за I квартал 2013 года действительно нужно было представить не позднее 15 мая 2013 года (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Непредставление отчетности в установленный срок влечет взыскание с компании штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).
В то же время несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).
Получается, что если из-за технического сбоя организация представляет отчетность на бумажном носителе, то она может быть оштрафована лишь на 200 руб. Если же из-за сбоя отчетность не представлена в срок, то штраф будет рассчитываться уже в процентном соотношении от суммы, подлежащей уплате (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). Именно второй (очевидно, более строгий) вариант штрафа применили в рассматриваемом случае к компании.
Обратим внимание, что законодательство не устанавливает запрета на представление отчетности на бумажном носителе, если в организации работает более 50 человек. Следовательно, компания вправе представить отчетность на бумажном носителе, а должностные лица территориального органа ПФР обязаны ее принять. Однако имейте в виду: на практике уже случалось, что организация пыталась представить отчетность на бумаге, а должностные лица контролирующих органов такую отчетность не принимали (см., например, постановление ФАС Московского округа от 21.05.2012 по делу № А40-12200/11-144-121).
При этом судьи не раз подтверждали, что отказывать в приеме отчетности на бумаге контролирующие органы не вправе, даже если организация обязана отчитываться в электронном виде (постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 11500/08, постановление ФАС Московского округа от 30.07.2009 № КА-А40/7190-09 по делу № А40-88786/08-99-360).
Чтобы избежать разногласий с должностными лицами контролирующих органов о порядке представления отчетности, организация может, к примеру, отправить...