Top.Mail.Ru

Как бухгалтеру разрешать конфликты

Работу бухгалтера конфликты сопровождают регулярно. Они могут возникать во взаимоотношениях с начальством, сотрудниками, проверяющими органами. Выйти из конфликта достойно помогут советы психолога, которые вы сможете применить на практике. Читайте о стратегиях поведения в сложных ситуациях, а также эмоциональной саморегуляции.

Среди практикующих восточные единоборства считается, что мастер никогда не попадает в ситуации, которые требуют применения силы. Это означает, что он так искусно разрешает конфликты, что ему не надо вступать в противостояние. Такому умению позавидует любой офисный сотрудник. В статье рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, которые позволят бухгалтеру приблизиться к идеалу «мирного воина».

Современный человек живет в конфликтной среде. Мы постоянно конкурируем, доказываем свое право на материальные блага, уважение, любовь… Да мало ли на что! Вся наша жизнь – сплошной конфликт. С развитием цивилизации растет уровень комфорта, так что нам уже не нужно заниматься тяжелым физическим трудом, чтобы было что есть, не нужно заготавливать дрова, чтобы поддерживать комфортную температуру жилища, к нашим услугам – горячая вода из крана, телевидение и Интернет.

Но эмоционально мы остались на уровне древних людей. Мы так же злимся, выходим из себя, когда нам приходится конфликтовать, защищая свои интересы или просто доказывая свою точку зрения. Адреналин по-прежнему заставляет быстрее биться наши сердца, наши руки непроизвольно сжимаются в кулаки, дыхание учащается, когда человек входит в состояние боевой готовности. В первобытные времена после такой мобилизации происходила разрядка: кто-то из конфликтующих сторон выигрывал – и напряжение спадало, а кто-то проигрывал – и напряжение уходило вместе с жизнью проигравшего. Сейчас состояние постоянной мобилизации приводит к хроническому стрессу, эмоциональным нарушениям, неконструктивному разрешению конфликтов, психосоматическим заболеваниям.

Одним из наиболее конфликтогенных подразделений в организации является бухгалтерия. С одной стороны, она защищает интересы государства, ведь она работает, опираясь на стандарты бухгалтерского учета и законодательство. А с другой стороны, это такое же подразделение, как, например, отдел продаж. А любой отдел должен приносить прибыль и пользу организации, иначе зачем он вообще нужен? Главный бухгалтер постоянно балансирует между необходимостью соблюдать интересы государства и желанием помочь родной компании, поэтому ему приходится вступать в конфликты и с представителями контролирующих структур, и с собственниками, и с рядовыми сотрудниками. Чтобы сохранить свое психологическое благополучие, нужно знать основные стратегии разрешения конфликтов.

Природа конфликта

В западной культуре конфликт рассматривается только как столкновение двух сил, в результате которого может быть лишь один победитель. Такие выражения, как «со щитом или на щите», «пан или пропал», – продукт европейской цивилизации, где поощряется индивидуализм и конкуренция. Мы всегда хотим победить, доказать любым путем нашу правоту, при этом забывая, какой ценой нам может достаться победа.

Пример 1

Валентина Ивановна, главный бухгалтер предприятия, решила предложить директору «обелить» часть бухгалтерии. В компании проводились операции, которые должны были бы учитываться, но велись «по-черному». Валентина Ивановна обратилась к директору, изложив свои аргументы. Директор довольно резко отказал, сказав, что прибыли и так нет, а тут придется солидный кусок отдать государству «просто так». Тогда бухгалтер разозлилась и обратилась к собственникам компании, выставив директора в невыгодном свете, кое-что откровенно сочинив. Собственники начали разбирательство. В конце концов было решено, что директор был неправ, ему сделали серьезное внушение и лишили премии, а предложение Валентины Ивановны приняли.

Некоторое время спустя директор стал активно и довольно назойливо интересоваться работой бухгалтерии, выяснять, какие ошибки совершались чаще всего, кто виноват и т.д. В общем, начал мстить. Свои действия он оправдывал тем, что собственники сами предложили ему внимательнее относиться к работе сотрудников бухгалтерии. Валентине Ивановне, конечно, это быстро надоело, но в открытую конфронтацию она вступать не захотела, поэтому все перешло в стадию вялотекущей хронической подковерной борьбы. Таким образом, победы она не одержала, а обрела только напряженные отношения, испорченные нервы и бессонницу.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.