Top.Mail.Ru

Какой размер судебных расходов можно вернуть

За последнее время сразу несколько громких судебных разбирательств коснулись вопроса расходов на представителей, в том числе и в спорах с налоговыми органами. Причем суммы, которые оспаривались, были семизначными! О практике, тенденциях и перспективах затрат на услуги сторонних юридических компаний в спорах с налоговыми инспекциями и контрагентами нашему журналу рассказали старший юрист компании «Пепеляев Групп» Ирина Штукмастер, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Елена Полеонова, адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев и руководитель отдела налогового консультирования группы компаний «Нексиа Пачоли» Лидия Сергиенко.

Последние годы все чаще суды стали взыскивать довольно высокие суммы расходов на представителей с проигравших сторон, причем не только с коммерческих организаций, но и с государственных структур – налоговых органов. Чтобы узнать, как обстоят дела, наш журнал побеседовал с ведущими экспертами о расходах на юристов – представителей в суде, задав им три вопроса: какие тенденции здесь можно проследить, на что организациям необходимо обращать внимание и чего ожидать в ближайшее время?

Ирина Штукмастер, старший юрист компании «Пепеляев Групп»: «Суды уже не пугаются больших сумм на расходы на юристов»

– Ирина, какая ситуация в настоящее время сложилась в вопросах взыскания расходов на представителей в суде? Какова позиция Высшего Арбитражного Суда РФ?

– Следует отметить, что Президиум ВАС РФ достаточно активно рассматривает дела в отношении расходов на юристов – представителей по спорам, в том числе по налоговым делам 1. Судебная практика по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах, была обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121.

Поворотным положительным прецедентом в рассматриваемом вопросе в последнее время стало постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 по делу «Аэлита Софтвэа Корпорейшн». Суд высшей инстанции поддержал определение суда первой инстанции о взыскании с налогового органа судебных расходов в сумме порядка 2,8 миллионов рублей. При этом суд апелляционной инстанции в данном деле снизил издержки аж до 100 тысяч рублей. В указанном деле Президиум ВАС РФ высказал ряд позиций, которые следует учитывать при взыскании судебных расходов. Во-первых, размер судебных издержек не может устанавливаться судом произвольно, материалы дела должны подтверждать выводы суда в отношении взыскиваемой суммы. При этом доказательства неразумности расходов должны представляться проигравшей стороной, а не судом по его инициативе. Исходя из этого подхода компаниям следует максимально скрупулезно подходить к доказательствам понесенных расходов. Во-вторых, разумность расходов также должна быть проверяемой. При этом даже при значительной сумме расходов суд не вправе считать такую сумму чрезмерной, пока налоговый орган не докажет обратного.

В данном постановлении Президиум ВАС РФ указал также на доказательства, которые могут представлять стороны для подтверждения разумности/неразумности расходов. В частности, это может быть информация о ценах на аналогичные юридические услуги для юридических компаний. Выбор исполнителя услуг – и, соответственно, цену таких услуг – следует производить с учетом характера спора, его сложности для стороны, которая несет расходы, не будучи уверенной в исходе дела. Юридические компании могут оцениваться по таким критериям, как рейтинговый уровень, известность, открытость, качество услуг и прочее.

Отметим, что судебная практика по взысканию издержек, несмотря на наличие указанного постановления Президиума ВАС РФ, не единообразна. Суды оценивают и снижают размер издержек, суммы варьируются от 10 тысяч до миллионов рублей. В одном из последних постановлений от 03.06.2013 ФАС Московского округа оставил в силе определение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-56521/10-35-297, которым с налогового органа взысканы судебные расходы в сумме более трех миллионов рублей.

Поэтому в целом можно оценить тенденцию взыскания судебных расходов как положительную, суды уже не пугаются больших сумм. С другой стороны, компании стали более активны и не боятся взыскивать понесенные судебные расходы. Так, недавно в прессе появилась новость о том, что Сибирская энергетическая компания решила взыскать с Минфина РФ судебные расходы.

– На что компаниям необходимо обращать внимание, чтобы расходы на представителей были признаны судом в максимальном размере?

– Чтобы расходы были возмещены на максимально высоком уровне, компаниям, в первую очередь, следует занимать достаточно активную позицию.

Для наиболее полного взыскания расходов компаниям необходимо быть готовыми к нескольким моментам. Во-первых, объяснить выбор судебного представителя среди аналогичных юридических компаний. Наиболее объективным показателем, по которому можно провести сопоставимость профессионализма организаций, оказывающих юридические услуг, считается рейтинг специализированных компаний (такие рейтинги, например, делаются рейтинговым агентством «Эксперт РА»).

Во-вторых, следует обеспечить прозрачность формирования суммы расходов, т.е. показать, что все расходы непосредственно были связаны с оказанием услуг. Иными словами,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Марина Ризванова: «Для пополнения бюджета начали использовать любые средства»

Налоговая политика государства в последние годы последовательно ужесточается. Налоговым органам предоставляется все больше возможностей, налогоплательщикам оставляется все меньше выбора. Например, активно внедряются принудительные электронные сервисы, за которые платить приходится компаниям. Нельзя стороной обойти и громкие судебные процессы, в которых бухгалтеры все чаще становятся обвиняемыми. О том, как изменилась работа налоговиков за последние годы, нам рассказала генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Марина Ризванова.

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Обсудим итоги 2017 и перспективы 2018 года

Опрошенные журналом «Налоговый учет для бухгалтера» эксперты обратили внимание на целый ряд важных для работы бухгалтеров нововведений, которые вступили в силу в этом году и планируются в следующем. В частности, введение онлайн-касс и электронных больничных, утверждение новых форм расчетов и деклараций, увеличение пени за просрочку по уплате налогов, раскрытие аудиторской тайны, увеличение МРОТ и т.д.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Как оформить подпись главбуха, если он не в штате компании

В последние лет десять аутсорсинг стали использовать все больше компаний. Причина в том, что он помогает существенно сэкономить на расходах на оплату труда специалиста, который требуется в компанию периодически или на неполный рабочий день. Причем одним из наиболее распространенных эксперты называют именно бухгалтерский аутсорсинг. О том, кто должен подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также как оформляется реквизит подписи, мы поговорили с экспертами.

Дмитрий Почуев: «Главный бонус банкротства граждан – реабилитация»

Через месяц в нашей стране появится процедура банкротства физических лиц. Поговорим с юристом правого бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Дмитрием Почуевым о том, чем эта процедура отличается от банкротства юридических лиц, кому она может быть выгодна и на что повлияет.

Управление налоговыми рисками: мнение специалиста

Управление налоговыми рисками компании играет не последнюю роль в общем процессе управления предпринимательскими рисками. Отсутствие налоговых претензий или их успешное обжалование повышает доверие инвесторов и в конечном итоге повышает стоимость бизнеса. При этом успешное управление налоговыми рисками в широком смысле позволяет компании и экономить, поскольку налоговые риски – это не только риск налоговых доначислений, это еще и инструмент для повышения эффективности налогообложения, т.е. исключения переплат налогов, использования налоговых льгот, налоговых резервов, отсутствие кредитования бюджета. Что представляет собой управление налоговыми рисками? Кто должен заниматься управлением налоговыми рисками на предприятии? Какие налоговые риски могут сопутствовать бизнесу? Какие меры необходимо предпринимать в рамках управления налоговыми рисками? Об этих и других проблемах нам расскажет Андрей Зуйков, директор дирекции налоговой политики ОАО «НТВ-Плюс».

Елена Кожемякина: «Дистанционный труд гораздо выгоднее создания обособленного подразделения»

Если в компании создано рабочее место не в пределах офиса, то у вас появилось обособленное подразделение, о котором вы обязаны уведомить налоговые органы. Компании начинают «хитрить» и, например, работников, разбросанных по всему краю, «привязывают» к центру, в котором создают одно обособленное подразделение. Такие манипуляции ни к чему хорошему не приводят и, как правило, дают недобросовестным сотрудникам почву для злоупотреблений. В таких ситуациях есть законный выход – заключение с работником договора о дистанционном труде. О том, что необходимо учесть, поговорим с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.