Top.Mail.Ru

Людмила Буданова: «С советских времен у работников сохранилось потребительское отношение»

Почему работодатели пытаются заманить сотрудников деньгами и должностями? Как «отголоски» норм советского трудового законодательства влияют на современные правоотношения? Почему материальное стимулирование не стоит использовать постоянно? Об этом нашему журналу рассказала юридический советник Центра экономических услуг Людмила Буданова.
По словам нашей собеседницы – юридического советника Центра экономических услуг Людмилы Будановой, курирующей направление страхования, – рынок труда в настоящее время дикий и неурегулированный. Кандидаты хотят больших денег и должностей, однако не обладают достаточными знаниями и опытом ни для одного, ни для другого. Она рассказала журналу, почему сложилась такая ситуация, а также возможно ли ее изменить.

– Людмила, какие тенденции Вы можете отметить на рынке труда в сфере страхования в настоящее время?

– Страхование – очень узкий сегмент, многие друг друга знают. Кроме того, финансовый сектор – это интеллектуальный бизнес, что накладывает определенный отпечаток как на людей, работающих в данной сфере, так и на отношения, которые здесь складываются. С точки зрения профайла кандидатов, это агрессивные молодые люди, постоянно мигрирующие из компании в компанию и стремящиеся быстро подняться по карьерной лестнице. Отличительный признак сотрудников, работающих в сфере страхования, – то, что они «покупаются» на большие деньги и большие должности, которые активно предлагаются российскими компаниями.

– С чем это связано? Почему российские компании пытаются заманить сотрудников деньгами и должностями? Потому что им нечего больше предложить?

– По сути, да. Сложно предложить что-то иное, например, корпоративную культуру, культуру управления, хорошую школу, карьерный рост, который был бы не формальным – в должностях, а базировался бы на полученных теоретических и практических знаниях. Сейчас на российском рынке (и не только в сфере страхования) сложилась довольно необычная ситуация. Большинство компаний «перекупает» людей деньгами и большими должностями, за которыми, как правило, ничего не стоит.

– Что Вы имеете в виду? Можете привести пример?

– Конечно. Сейчас на рынке много специалистов, у которых есть опыт, например, руководителя какой-либо дирекции. Если начать выяснять, чем он реально занимался, опыт его работы, его достижения и заслуги, то выясняется, что должностные обязанности одной из самых простых позиций, например, андеррайтера в страховании (специалиста, который оценивает риски при принятии на страхование физического лица или объекта), гораздо больше, чем у работника, который формально называется руководителем дирекции. В больших страховых компаниях сотрудники, как правило, работают строго от «А» до «Я». Функционал разделен на этапы, и каждый несет ответственность за свой блок. В небольших, а также в иностранных компаниях функционал работников значительно сложнее, что дает расширенный доступ к знаниям, реальному росту и зоне ответственности, а значит, и перспективам на рынке.

Фактически, как я отметила раньше, есть много молодых агрессивных кандидатов, у которых нет ни знаний, ни опыта, ни стремлений к профессиональному росту. Они оканчивают институты, отработают год и ждут больших денег, должностей и прочего. И с этим сталкиваются все работодатели. Такова специфика российского рынка.

– Получается, что определить «качество» подготовки работника можно в том числе и по тому, в крупной или мелкой организации он работал?

– В какой-то мере да. В этом смысле небольшому бизнесу или иностранным фирмам, которые пришли на наш рынок, сложно конкурировать с российскими компаниями, потому что там нет необходимости в большом штате, количестве людей. Структура в таких организациях в большинстве своем довольно плоская. Они занимают определенную нишу и не стремятся охватить весь рынок, подобно крупным страховым компаниям. Они подходят к бизнесу и клиентам, с которыми работают, селективно.

– Людмила, говоря об определенном подходе к бизнесу, Вы имеете в виду направления в страховании или рынок в целом?

– Крупные компании, которые стремятся к лидирующим позициям на рынке, стараются заниматься всем. Посмотрите на любого страхового гиганта, он – везде. Мелкие же стремятся сфокусироваться на каком-то одном или нескольких направлениях. Есть вещи, которыми они по определению не занимаются. Для них, в отличие от крупного бизнеса, приоритетом выступает прибыль, а не доля на рынке. Потому что доля рынка – это то, какие контракты ты подписал, а прибыль – то, что осталось после выплаты всех убытков. Как показывает практика, можно иметь шестьдесят процентов доли рынка по автострахованию в регионах, но при этом быть в минусе с точки зрения прибыли. Небольшим же компаниям надо выживать, их не устраивает такая...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Ответы на наиболее частые вопросы о внедрении и использовании КЭДО

Сначала пандемия, а затем значительное повышение цен на бумагу из-за международных санкций склоняют все большее число работодателей отказаться от традиционного ведения кадрового учета и перейти на электронный кадровый документооборот (КЭДО). Это стало возможно с ноября 2021 года. КЭДО значительно облегчает работу кадровых служб и отменяет необходимость дублировать документы на бумаге. Однако остается часть работодателей, которые опасаются перехода в «цифру» по разным причинам. Кто-то боится, что с работниками «на земле» будет сложно договориться, возникнут сложности с обучением их работе с электронными документами, другие – ​что нельзя будет вносить правку или составлять документы «задним числом», а кто-то до сих пор не доверяет цифровизации и сомневается в возможности обеспечения долговременного хранения электронных кадровых документов. Мы задали наиболее интересные вопросы, присланные нашими читателями руководителю проекта кадрового электронного документооборота в СберКорус Алексею Сахненко.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Елена Кожемякина: «“Работа в России” стала еще одним “подарком” для работодателей»

Весной этого года с началом пандемии у работодателей возникла новая обязанность – ​регистрироваться на портале «Работа в России» и сообщать через него о целом ряде кадровых событий, включая увольнения, перевод на «удаленку», неполное рабочее время и пр. Несмотря на то что обязанность временная (пока она установлена до конца 2020 года, но, возможно, будет продлена) и существует уже несколько месяцев, вопросов по ней очень много. Что из себя представляет портал? Всем ли необходимо там регистрироваться? Нужно ли для этого быть зарегистрированным на портале госуслуг? Какая ответственность за неуведомление службы занятости? Надо ли подавать информацию о чем-то еще, например дистанционной работе и переходе на неполный рабочий день? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» собрал самые частые вопросы кадровиков и поговорил о них с Еленой Кожемякиной, управляющим партнером юридической фирмы BLS.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Особенности работы в южнокорейской компании

В условиях кризиса в нашей стране работники все чаще обращают внимание на зарубежных работодателей, в том числе с переездом в другую страну. О работе в Республике Корея поговорим с сотрудником торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варварой Платоновой. Какой стиль управления в южнокорейских компаниях? Каковы взаимоотношения в рабочих коллективах? Как иерархичность сказывается на офисной жизни? Как проходят переговоры и переписка с южнокорейскими партнерами?