Почему работодатели пытаются заманить сотрудников деньгами и должностями? Как «отголоски» норм советского трудового законодательства влияют на современные правоотношения? Почему материальное стимулирование не стоит использовать постоянно? Об этом нашему журналу рассказала юридический советник Центра экономических услуг Людмила Буданова.
По словам нашей собеседницы – юридического советника Центра экономических услуг Людмилы Будановой, курирующей направление страхования, – рынок труда в настоящее время дикий и неурегулированный. Кандидаты хотят больших денег и должностей, однако не обладают достаточными знаниями и опытом ни для одного, ни для другого. Она рассказала журналу, почему сложилась такая ситуация, а также возможно ли ее изменить.
– Людмила, какие тенденции Вы можете отметить на рынке труда в сфере страхования в настоящее время?
– Страхование – очень узкий сегмент, многие друг друга знают. Кроме того, финансовый сектор – это интеллектуальный бизнес, что накладывает определенный отпечаток как на людей, работающих в данной сфере, так и на отношения, которые здесь складываются. С точки зрения профайла кандидатов, это агрессивные молодые люди, постоянно мигрирующие из компании в компанию и стремящиеся быстро подняться по карьерной лестнице. Отличительный признак сотрудников, работающих в сфере страхования, – то, что они «покупаются» на большие деньги и большие должности, которые активно предлагаются российскими компаниями.
– С чем это связано? Почему российские компании пытаются заманить сотрудников деньгами и должностями? Потому что им нечего больше предложить?
– По сути, да. Сложно предложить что-то иное, например, корпоративную культуру, культуру управления, хорошую школу, карьерный рост, который был бы не формальным – в должностях, а базировался бы на полученных теоретических и практических знаниях. Сейчас на российском рынке (и не только в сфере страхования) сложилась довольно необычная ситуация. Большинство компаний «перекупает» людей деньгами и большими должностями, за которыми, как правило, ничего не стоит.
– Что Вы имеете в виду? Можете привести пример?
– Конечно. Сейчас на рынке много специалистов, у которых есть опыт, например, руководителя какой-либо дирекции. Если начать выяснять, чем он реально занимался, опыт его работы, его достижения и заслуги, то выясняется, что должностные обязанности одной из самых простых позиций, например, андеррайтера в страховании (специалиста, который оценивает риски при принятии на страхование физического лица или объекта), гораздо больше, чем у работника, который формально называется руководителем дирекции. В больших страховых компаниях сотрудники, как правило, работают строго от «А» до «Я». Функционал разделен на этапы, и каждый несет ответственность за свой блок. В небольших, а также в иностранных компаниях функционал работников значительно сложнее, что дает расширенный доступ к знаниям, реальному росту и зоне ответственности, а значит, и перспективам на рынке.
Фактически, как я отметила раньше, есть много молодых агрессивных кандидатов, у которых нет ни знаний, ни опыта, ни стремлений к профессиональному росту. Они оканчивают институты, отработают год и ждут больших денег, должностей и прочего. И с этим сталкиваются все работодатели. Такова специфика российского рынка.
– Получается, что определить «качество» подготовки работника можно в том числе и по тому, в крупной или мелкой организации он работал?
– В какой-то мере да. В этом смысле небольшому бизнесу или иностранным фирмам, которые пришли на наш рынок, сложно конкурировать с российскими компаниями, потому что там нет необходимости в большом штате, количестве людей. Структура в таких организациях в большинстве своем довольно плоская. Они занимают определенную нишу и не стремятся охватить весь рынок, подобно крупным страховым компаниям. Они подходят к бизнесу и клиентам, с которыми работают, селективно.
– Людмила, говоря об определенном подходе к бизнесу, Вы имеете в виду направления в страховании или рынок в целом?
– Крупные компании, которые стремятся к лидирующим позициям на рынке, стараются заниматься всем. Посмотрите на любого страхового гиганта, он – везде. Мелкие же стремятся сфокусироваться на каком-то одном или нескольких направлениях. Есть вещи, которыми они по определению не занимаются. Для них, в отличие от крупного бизнеса, приоритетом выступает прибыль, а не доля на рынке. Потому что доля рынка – это то, какие контракты ты подписал, а прибыль – то, что осталось после выплаты всех убытков. Как показывает практика, можно иметь шестьдесят процентов доли рынка по автострахованию в регионах, но при этом быть в минусе с точки зрения прибыли. Небольшим же компаниям надо выживать, их не устраивает такая...