Разговоров о революционных изменениях в Гражданском кодексе, которые, по последней информации, должны вступить в силу весной-летом следующего года, более чем достаточно. В них можно услышать и правдивую информацию, и домыслы, и откровенные фантазии. О том, что на самом деле стоит за грядущими изменениями и чего ждать от них бизнесу, мы решили поговорить с одним из авторов законопроекта, Евгением Алексеевичем Сухановым – доктором юридических наук, профессором, засуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председателем Третейского суда при Торгово-промышленной палате РФ.
Совсем скоро настанет тот день, когда вступят в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, связанные с реформированием гражданского законодательства. О том, что стоит за этими изменениями и чего ждать от них бизнесу, мы решили поговорить с одним из авторов законопроекта, Евгением Алексеевичем Сухановым – доктором юридических наук, профессором, засуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председателем Третейского суда при Торгово-промышленной палате РФ.
– Евгений Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как вообще возникла идея реформирования гражданского законодательства?
– Конечно, проект родился не на пустом месте. Мне довелось участвовать на всех этапах разработки всех частей Гражданского кодекса. Последняя, четвертая, часть была принята в 2006 году, а в силу вступила в 2008-м. В том же году появляется Указ Президента о совершенствовании Гражданского кодекса (Указ Президента РФ от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». – Примеч. ред.). Именно с него все и началось. В то же время к реформированию, конечно, есть и объективные предпосылки.
На самом деле гражданское законодательство в целом и Гражданский кодекс в частности у нас имеют переходный характер. Это, к сожалению, еще не современный европейский Гражданский кодекс. Возьмем, например, вещное право. У нас есть право собственности и формы собственности, придуманные еще в советское время. И все. А ограниченных вещных прав, их системы у нас, в отличие от всей Европы, нет.
Мне недавно довелось ознакомиться с опытом восточно-европейских государств. Чрезвычайно интересно. Они являются членами Европейского союза либо стремятся в него войти и свое законодательство хотят сделать тоже по-настоящему европейским. Например, в таком государстве, как Босния и Герцеговина, в 2006 году был принят прекрасный закон о собственности и вещных правах. В нем указано, что недвижимость – это только земельный участок, а все, что на нем стоит, – его составная часть. Кроме того, записали право застройки и другие вещные права. А у нас все еще спрашивают, мол, а что это такое и зачем это нужно? В общем, реформирование Гражданского кодекса нужно для того, чтобы перейти на нормальный европейский путь развития.
– А если рассматривать конкретные сферы регулирования, то какие из них больше других нуждаются в модернизации?
– Во-первых, современный европейский опыт мы планировали учесть прежде всего в сфере вещного права. Ведь у нас в первой части Гражданского кодекса глава о вещных правах на землю была просто заморожена. Она не действовала до принятия нового Земельного кодекса в 2001 г. А теперь именно там и закреплены вещные права. Получается, что Земельный кодекс имеет приоритет перед Гражданским кодексом, что само по себе порождает кучу отрицательных последствий. Вещное право надо регулировать нормально.
Во-вторых, хотелось привести «в божеский вид» нормы о юридических лицах. Нигде в мире нет сорока видов некоммерческих организаций, как у нас. К примеру, Торгово-промышленная палата – это один вид юридического лица, адвокатская палата – второй, нотариальная палата – третий. Хотя на самом деле все это – один вид юридического лица. А у нас в этой области действуют около сорока законов, устанавливающих столько же видов юридических лиц.
И третье. Накопилась серьезная арбитражная практика, которую тоже надо было учесть.
Именно эти соображения положены в основу уже упомянутого Указа Президента. Потом были разработаны концепции развития отдельных институтов, которые мы публиковали и обсуждали: юридических лиц, договорного права, финансовых сделок. Затем родилась единая концепция развития гражданского законодательства (Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренная решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009. – Примеч. ред.).
Затем на базе этого документа был подготовлен проект изменений Гражданского кодекса.
– А дальше в конце 2011 г. – начале 2012 г. три месяца продолжались споры в Министерстве юстиции. С одной стороны, представители Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, т.е. разработчики законопроекта, а с другой – представители Минэкономразвития и рабочей группы по созданию Международного финансового центра, которые спорили о том, что убрать, а что оставить.
Любопытно, что большинство поправок касалось корпоративного права и в целом главы «Юридические лица». Насчет вещных прав никто ни одной поправки не выставил, включая Минэкономразвития. В начале февраля 2012 г. Министр юстиции доложил Президенту о готовности проекта, и через месяц проект был внесен в Госдуму. И тут посыпались поправки в отношении вещного права. Люди прочитали проект и поняли, что раз он пойдет в Думу, его, скорее всего, примут.
У Минэкономразвития позиция вообще сводилась к тому, что лучше бы никаких изменений не было. Они хотели урегулировать все отдельными законами, поэтому тормозили нашу работу как могли. Готовили, например, параллельные проекты и ходили с ними в Государственно-правовое управление Администрации Президента. Попутно вносили то, что им нужно. Например, закон о хозяйственных партнерствах (Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». – Примеч. ред.). Сейчас уже есть подготовленный в Минэкономразвития проект закона о публичных компаниях. Это все те же госкорпорации, которые никак не хотят перейти в нормальную организационно-правовую форму. Такова позиция Минэкономразвития.
Здесь хочу особо подчеркнуть, что Гражданский кодекс – большой и серьезный закон, который касается всех, главный закон в сфере частного права. Это не суперзакон об акционерных обществах. Хотя рабочая группа по созданию Международного финансового центра и Минэкономразвития уверены, что это именно так. Они рассматривают его только с точки зрения того, как он отразится на акционерных обществах.
Это не закон о договорах между предпринимателями. Договоры заключают не только коммерсанты. Мы с вами (граждане) тоже заключаем договоры, причем каждый день.
Гражданский кодекс регулирует огромную сферу отношений. Она не сводится лишь к предпринимательским отношениям. Из этого вытекает как минимум то, что в данном случае должен быть найден какой-то компромисс, чтобы интересы населения тоже учитывались. Все мы – и я, и Вы, и читатели – не только предприниматели и юристы, но и граждане. Ездим на транспорте, покупаем хлеб в магазинах, т.е. участвуем в гражданских правоотношениях.
Конечно, должны быть учтены и интересы предпринимателей. А они самые разные. У РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей. – Примеч. ред.) по ряду вопросов одна позиция, у рабочей группы по созданию Международного финансового центра по этим же вопросам позиция прямо противоположная.
Нельзя забывать и о публичных интересах.
Так или иначе, мы искали какие-то компромиссы и от чего-то приходилось отказываться. Но в любом случае ориентиром для нас должно служить европейское законодательство и европейский (не американский!) опыт. Об этом сказано в Указе Президента 2008 года, о котором я уже говорил. Так сложилось исторически, что нам приходится идти именно по этому пути. Именно европейский опыт мы учитывали максимально.
– По каким вопросам противоречия были наиболее принципиальными?
...