Top.Mail.Ru

Налоговые проверки: ФНС России разъясняет правила игры

Налогоплательщикам полезно будет ознакомиться с недавним письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, которое затрагивает спорные случаи, возникающие при проведении мероприятий налогового контроля. Будут ли знакомить налогоплательщика с решением о назначении проверки? Когда начинает течь трехмесячный срок камеральной налоговой проверки? Можно ли проверить предпринимателя, который прекратил свою деятельность, или реорганизованную компанию? Кто назначает проверку в случае переезда организации на новое место? Как заверить документацию при истребовании ее налоговыми органами? Могут ли запросить информацию или документы по сделке у любого работника организации? Разрешено ли налоговикам проводить допросы свидетелей, если выездная проверка приостановлена? Какой срок дается на ознакомление с документацией? Автор не только анализирует позицию налоговиков, но и сравнивает ее с судебной практикой.

Руководство Федеральной налоговой службы РФ еще в прошлом году объявило, что оно решило улучшить качество налоговых проверок. Акцент теперь делается не на количестве, а на качестве контрольных мероприятий, а также на взыскании обоснованных доначислений и выигрыше в судах. В связи с этим в сентябре налоговая служба выпустила письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 «О налоговых проверках» (далее – Письмо), разъясняющее разнообразные спорные ситуации, возникающие при проведении мероприятий налогового контроля. Вопросы, рассмотренные в нем, охватывают камеральные и выездные проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля и некоторые другие. Давайте изучим их подробнее.

Перед налоговой проверкой

Предупреждение о проверке

Налоговая служба напомнила, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 9 Письма). Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».

В форме есть строчка, которая предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с решением (приложение № 1). Однако ни НК РФ, ни названный приказ не предусматривают способа ознакомления налогоплательщика, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с решением налогового органа о его назначении.

Поэтому ФНС России рекомендует стандартные методы: ознакомить его с решением налоговой инспекции под личную подпись или, например, направить решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (а также иным способом). Кстати, указанная точка зрения была озвучена совсем недавно в письме Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-08/62.

К сведению

Еще два года назад налоговая служба отмечала, что НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853).

Трехмесячный срок камеральной проверки

Следующий вывод проверяющих небесспорен и затрагивает дату начала камеральной налоговой проверки (п. 2 Письма). Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ «камералка» проводится на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если декларация была передана непосредственно в налоговую инспекцию лично или через представителя, то вопросов не возникает. А как быть в случае, когда документ направляется по почте? Ведь день его отправки организацией и день получения фискалами могут разниться.

По мнению налоговиков, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения инспекцией налоговой декларации, а не с моментом ее отправления по почте. Поэтому, приходят они к выводу, в акте камеральной налоговой проверки дата ее начала не должна соответствовать дате отправки налоговой декларации по почте.

Несмотря на попытку «растянуть» срок, ответственности за нарушение сроков НК РФ не установил.

Судебная практика

Судебная практика исходит из того, что срок проведения камеральной налоговой проверки не признается пресекательным и решения, вынесенные за его пределами, как правило, не отменяются (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 по делу № А05-12899/2010) (определением ВАС РФ от 16.03.2012 № ВАС-2415/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Хотя если срок нарушен существенно, а инспекция не смогла доказать обоснованность своих действий, решение, принятое по результатам «камералки», будет признано недействительным (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу № А05-2603/2010).

Кого можно проверить и кто назначает проверку

Ликвидация и реорганизация организации

Целый блок рассмотренных в Письме случаев отведен вопросам назначения проверки компаний и предпринимателей. В частности, разъяснено, в течение какого периода можно проверять организацию при ликвидации (п. 8 Письма).

ФНС России обратилась к Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ), отметив, что ликвидация юридического лица влечет прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Кроме того, ФНС указала, что...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?