Top.Mail.Ru
Какие документы и в каких случаях могут заменить паспорт для цели удостоверения личности? Какие данные о человеке следует указать (минимально необходимый состав), например, в трудовом договоре, гражданско-правовом, договоре займа? Надо ли заключать дополнительное соглашение, если эти данные изменились? Какими документами можно удостоверить личность иностранца и нужны ли для них заверенные переводы?

Что такое «удостоверение личности»?

Не так давно на советских кухнях рассказывали такой анекдот: «В СССР есть три типа исправительно-трудовых лагерей: зона строгого режима, зона общего режима и зона паспортного режима». Действительно, если мы вспомним историю возникновения паспорта как документа, то сразу станет понятно, что первоначально он представлял собой разрешение на выезд за пределы государства. Во многих странах он и сейчас нужен только как способ удостоверить личность и гражданство в заграничных поездках. Внутренний паспорт представляется чем-то непонятным жителям США, Австралии, Индии и еще целого ряд государств.

Во многих странах привычную нам книжицу заменили пластиковой картой с индивидуальным персональным кодом и минимумом личной информации, как правило, это фото, Ф.И.О., дата и место рождения. По этому пути пошли многие наши соседи по территории бывшего СССР. Электронные удостоверения личности введены в Казахстане и Белоруссии. К сожалению, попытки двигаться в этом направлении в нашей стране, как обычно, приобрели национальный колорит. Результатом таких усилий грозит стать универсальная электронная карта, однако ее хождение намечается не вместо, а вместе с общероссийским паспортом.

В СССР паспорт (или его отсутствие) использовался для контроля над поездками граждан внутри страны, служа совместно с институтом регистрации по месту жительства эффективным способом ограничения свободы перемещения.

А для чего же нужен паспорт гражданам России сейчас? В соответствии с п. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Наиболее частое мнение, что именно для того, чтобы отделить одного «каждого» от другого «каждого», и существует паспорт и другие документы, его заменяющие. Они удостоверяют личность человека: позволяют убедить окружающих, что он именно тот, за кого себя выдает.

Какие документы удостоверяют личность?

Личность гражданина России на ее территории может быть удостоверена:

  • свидетельством о рождении (для не достигших 14-летнего возраста). Стоит заметить, что с формальной точки зрения данный документ не является документом, удостоверяющим личность. Этот документ, как указано в Законе № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», представляет собой «свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния», то есть рождения ребенка от определенных родителей. Поэтому с формальной точки зрения до получения паспорта дети на территории РФ не имеют удостоверений личности. Однако в рамках сложившейся традиции свидетельство о рождении используется для удостоверения личности детей;
  • паспортом гражданина РФ – это основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории России. Он выдается лицу в 14 лет. По достижении владельцем возраста 20 и 45 лет паспорт заменяется новым документом.
    Отношения, связанные с паспортизацией, регулируются постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 (ред. от 22.02.2012) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Стоит заметить, что с 1997 года так и не был принят задекларированный Закон «Об основном документе, удостоверяющем личность». Этот законопроект канул в Лету в кулуарах Государственной Думы;
  • паспортом моряка (с 2014 года – удостоверение личности моряка). Отношения, связанные с этим документом, регулируются:
    • до 01.01.2014 – постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 № 1508 «Об утверждении Положения о паспорте моряка»,
    • с 01.01.2014 – постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 628 «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки».

    Данный документ выдается во исполнение ряда международных соглашений и конвенций гражданам России, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики. С 2014 года статус данного документа изменяется:
    • до этого момента он служил как единый документ, удостоверяющий личность как за пределами РФ, так и в рамках ее границ;
    • а после он уже не будет документом, служащим для удостоверения личности при выезде и въезде на территорию РФ;
  • удостоверением личности военнослужащего. Служит для удостоверения личности и правового положения военнослужащего Российской Федерации на период пребывания на военной службе. Выдается офицерам, прапорщикам и мичманам. Регулируется постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации»;
  • военным билетом. Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, – их отношение к исполнению воинской обязанности. Таким образом, данный документ может служить для удостоверения личности только лиц, проходящих военную службу.
    Его использование регулируется приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719»;
  • служебным удостоверением работника прокуратуры. В соответствии со ст. 41.1 Федерального закона «О прокуратуре» служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность.

Мы не претендуем на полное перечисление всех документов, удостоверяющих личность российского гражданина на территории нашей страны. Как видите, единый законодательный акт, регулирующий данные правоотношения, отсутствует, а сбор и анализ информации затруднен, поскольку она «разбросана» по актам, имеющим совершенно разную юридическую силу и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?