В России уже не первый год существует перечень открытых и понятных критериев, по которым компании могут определить для себя риск подвергнуться выездной налоговой проверке, а налоговики, наоборот, составить список кандидатов для проверки. Причем время от времени в этот перечень вносятся изменения. Расскажем о последних новшествах, а также о том, что может повлиять на решение налоговых инспекторов прийти в компанию с проверкой и как снизить вероятность их визита.
Пожалуй, самое волнительное и непредсказуемое мероприятие, в котором компаниям поневоле приходится участвовать, – это выездная налоговая проверка. Конечно, от визита инспекторов в организацию никто не застрахован, но и просто так, без веских причин, они вряд ли нагрянут. Разберемся, что может привлечь внимание налоговиков к компании, тем более что в этом году поводов для проведения выездных налоговых проверок стало больше. Кроме того, выясним, как можно снизить вероятность их визита.
Основным нормативным актом, на котором строится вся система назначения выездных налоговых проверок, является приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Приказ). Им активно пользуются как организации, так и сами проверяющие. Первые с его помощью могут определить для себя риск подвергнуться выездной налоговой проверке; вторые, напротив, отбирают «жертв», которых они будут проверять.
Интересно, что в документе прямо сказано, от чего зависит возможность невключения той или иной организации в план выездных налоговых проверок. Все довольно просто: от прозрачности ее деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет. Однако это лишь общая фраза, которая, несомненно, требует подробной расшифровки. Конкретные критерии «прозрачности» и «полноты» приведены в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение 2 к Приказу, далее – Критерии). Таких критериев всего 12. Рассмотрим наиболее «популярные» из них.
Низкая налоговая нагрузка
В п. 1 Критериев сказано, что налоговики могут включить организацию в план выездных проверок, если ее налоговая нагрузка ниже средней по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности, начиная с 2006 года, приведен в приложении № 3 к Приказу. Например, если организация предоставляет социальные услуги, то налоговая нагрузка в 2011 году не должна сильно отклоняться от 24%. В строительстве, по мнению авторов Приказа, налоговая нагрузка должна быть меньше – в среднем всего 12,2%, а в оптовой торговле она вообще самая низкая – 2,4%.
Отметим, что показатели налоговой нагрузки за истекший год должны быть утверждены не позднее 5-го мая (п. 6 Приказа). Однако реально налоговики делают это гораздо позже. Так, информация о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности за 2008 и 2009 гг. была внесена в документ лишь в сентябре 2010 г. В подобных ситуациях организациям и налоговикам необходимо использовать последние известные данные (п. 2 приказа ФНС России от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@).
Убытки
Еще одной рисковой ситуацией является отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Здесь имеется в виду осуществление организацией финансово-хозяйственной...