Top.Mail.Ru
Обычно об охране труда работодатели вспоминают перед проверкой, судебным разбирательством или после произошедшего несчастного случая на производстве. Однако каждый работодатель, численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести отдельную должность специалиста по охране труда. Рассказано, как это сделать, каковы требования к «охранникам» труда, как провести обучение и инструктаж по охране труда, а также какая ответственность грозит за нарушение законодательства.

Тема охраны труда хоть и не нова, но всегда актуальна. Работодатели (особенно небольшие компании) упорно не желают тратиться на создание квалифицированной службы охраны труда на собственном предприятии или заключать договоры со специализированными организациями, не приобретают средства индивидуальной защиты работников, предписанные законом, не проводят аттестацию рабочих мест и т.д. С одной стороны, экономия понятна: никто не хочет тратить немалые деньги на подразделение, которое не приносит явную экономическую выгоду, и на предотвращение несчастных случаев, которые могут и не произойти. С другой стороны, если проанализировать статистику нарушений, которые выявляют инспекторы труда в организациях, то примерно треть из них приходится на нарушения в области охраны труда. То есть рано или поздно каждая организация сталкивается с такими неприятностями (а порой и трагедиями), которые обходятся гораздо дороже.

Кому показана охрана?

Согласно требованиям статьи 217 ТК РФ каждый работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), численность работников которого превышает 50 человек, должен создать службу охраны труда или ввести отдельную должность специалиста по охране труда.

При этом служба охраны труда в виде отдела (6 и более работников) или бюро (3–5 «охранников») должна присутствовать в организациях со среднесписочной численностью работников более 700 человек (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными или опасными условиями труда работах). Для остальных организаций в штате достаточно иметь отдельного специалиста. Об этом сказано в Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 № 10 (далее – Межотраслевые нормативы).

К сведению

В статье 217 ТК РФ сделана оговорка о том, что ее требование распространяется только на работодателей, осуществляющих производственную деятельность. При этом под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ). То есть фактически все организации и работодатели, оказывающие любого рода услуги, попадают под это определение. Напомним, что статья 779 Гражданского кодекса РФ относит к услугам совершение определенных действий или осуществление деятельности, в том числе в сфере услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.

Письмо Центробанка от 13.03.2007 № 31-3-8/562, где указано, что на кредитные организации, не осуществляющие производственную, торговую и страховую деятельность по закону, также распространяются положения ст. 217 ТК РФ, подтверждает этот вывод.

Что касается работодателей, численность работников которых не превышает 50 человек, то они самостоятельно принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда.

Альтернативой этому решению может стать договор со сторонней организацией, аккредитованной в области охраны труда. Также руководитель компании (или индивидуальный предприниматель) может сам стать таким «охранником» либо уполномочить другого работника (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

К сведению

Какая численность работников – средняя, списочная или среднесписочная – имеется в виду в ст. 217 ТК РФ, Кодекс не уточняет. Если обратиться к Межотраслевым нормативам, то при расчетах в нем используется среднесписочная численность работников. На наш взгляд, по аналогии и в ТК РФ можно учитывать именно среднесписочную численность.

Структура службы охраны труда

При создании службы охраны труда следует руководствоваться гл. 35 ТК РФ, указанными выше Межотраслевыми нормативами, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее – Рекомендации).

Согласно Рекомендациям служба охраны труда, которая состоит из начальника подразделения и специалистов, подчиняется непосредственно работодателю. Оптимальное количество специалистов отдела рассчитывается с помощью Межотраслевых нормативов. Для этого необходимо посчитать нормативную численность персонала службы охраны труда, которая зависит от функций, выполняемых «охранниками» труда, и от следующих параметров:

  • среднесписочная численность работников в организации;
  • численность работников, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах;
  • количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации;
  • среднемесячная численность вновь принимаемых работников:
  • количество несчастных случаев на производстве за год.

Чтобы определить списочную (штатную) численность, необходимо нормативную численность умножить на коэффициент планируемых невыходов специалистов на работу на время отпуска, болезни и т.д., который определяется по данным бухгалтерского учета. С подробным примером расчета можно ознакомиться в Межотраслевых соглашениях.

Требования к «охранникам» труда

Требования к работнику, отвечающему за охрану труда, указаны в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 (далее – Справочник). Так, инженер по охране труда (именно так эта должность называется в Справочнике) в зависимости от категории должен иметь высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и определенный стаж работы по профессии или в инженерно-технической должности.

Согласно Рекомендациям все категории лиц обязаны пройти специальное обучение охране труда. Обучение могут проводить только организации, аккредитованные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

К сведению

До 1 августа 2012 г. организации могли подать заявление в ФСС России на возмещение части средств, потраченных на проведение обязательных мероприятий по охране труда (в том числе и на обучение). Об этом говорится в Правилах финансового обеспечения в 2012 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 № 113н.

Судя по п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.11.2011 № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», где указано о праве на возмещение таких средств, следует ждать аналогичных Правил на 2013 и 2014 годы.

Обратите внимание: если руководитель принял решение передать полномочия по охране труда какому-либо работнику, последний должен соответствовать квалификационным требованиям. То есть возложить обязанности «охранника» труда на бухгалтера с экономическим образованием будет неправильно.

Какие функции возложены на специалистов по охране труда? К основным из них относятся:

  • проведение аттестации рабочих мест. Напомним, что аттестация проводится не реже раза в пять лет;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проведение проверок на соблюдение правил охраны труда;
  • оказание помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры;
  • организация обучения и проверки знаний о правилах охраны труда сотрудников предприятия;
  • составление и обеспечение структурных подразделений организации инструкциями, пособиями и учебными материалами по охране труда.

Стоит напомнить, что ответственность за действия специалистов по охране труда несет руководитель организации (ст. 212 ТК РФ), поэтому к выбору человека на эту должность следует подойти особенно тщательно.

Вопрос в тему
Куда: 

kadry@delo-press.ru

Бесплатные консультации для подписчиков

Каков порядок проведения обучения и инструктажа по охране труда? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства об охране труда?

На вопрос отвечает , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В число этих обязанностей, в частности, входит обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (абз. 7 ст. 212 ТК РФ).

Каждый работник, в том числе и руководитель организации, обязан проходить обучение охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 225 ТК РФ). Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок).

Согласно абз. 3 п. 2.1.3 Порядка под инструктажем по охране труда понимается ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

В соответствии с Порядком выделяют следующие виды инструктажа: вводный (п. 2.1.2 Порядка), первичный (п. 2.1.4 Порядка), повторный (п. 2.1.5 Порядка), внеплановый (п. 2.1.6 Порядка), целевой (п. 2.1.7 Порядка).

Вводный инструктаж проводится один раз в отношении лиц, принимаемых на работу, а также в отношении командированных в организацию лиц, работников сторонних организаций, выполняющих работу на выделенном участке, и обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику.

Первичный инструктаж проводится с теми же лицами, что и вводный, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, совместителей, надомников, а также с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы. Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы указанных сотрудников.

Отметим, что работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении новых или изменении нормативных правовых актов по охране труда;
  • при изменении факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работниками требований охраны труда, если это создало реальную угрозу наступления тяжких последствий;
  • при перерывах в работе;
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • по решению работодателя.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

В соответствии с п. 2.1.8 Порядка для каждой конкретной отрасли и организации устанавливаются свои порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда, которые регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка).

Аналогичные требования по проведению и регистрации инструктажей содержатся в Государственном стандарте СССР ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее – ГОСТ 12.0.004-90).

Формы журнала регистрации вводного инструктажа и регистрации инструктажа на рабочем месте утверждены постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797 (приложения № 4 и № 6 соответственно).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда (п. 2.1.3 Порядка). Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности (п. 2.1.2 Порядка).

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП.

Куда: kadry@delo-press.ru

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Каков порядок проведения обучения и инструктажа по охране труда? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства об охране труда?

На вопрос отвечает Евгений Коробейников, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В число этих обязанностей, в частности, входит обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (абз. 7 ст. 212 ТК РФ).

Каждый работник, в том числе и руководитель организации, обязан проходить обучение охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 225 ТК РФ). Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 утвержден Порядок обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее – Порядок).

Согласно абз. 3 п. 2.1.3 Порядка под инструктажем по охране труда понимается ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

В соответствии с Порядком выделяют следующие виды инструктажа: вводный (п. 2.1.2 Порядка), первичный (п. 2.1.4 Порядка), повторный (п. 2.1.5 Порядка), внеплановый (п. 2.1.6 Порядка), целевой (п. 2.1.7 Порядка).

Вводный инструктаж проводится один раз в отношении лиц, принимаемых на работу, а также в отношении командированных в организацию лиц, работников сторонних организаций, выполняющих работу на выделенном участке, и обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней, проходящих в организации производственную практику.

Первичный инструктаж проводится с теми же лицами, что и вводный, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, совместителей, надомников, а также с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы. Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы указанных сотрудников.

Отметим, что работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится:

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

В соответствии с п. 2.1.8 Порядка для каждой конкретной отрасли и организации устанавливаются свои порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда, которые регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей с указанием подписей инструктируемого и инструктирующего, а также даты проведения инструктажа (абз. 5 п. 2.1.3 Порядка).

Аналогичные требования по проведению и регистрации инструктажей содержатся в Государственном стандарте СССР ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее – ГОСТ 12.0.004-90).

Формы журнала регистрации вводного инструктажа и регистрации инструктажа на рабочем месте утверждены постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797 (приложения № 4 и № 6 соответственно).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда (п. 2.1.3 Порядка). Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности (п. 2.1.2 Порядка).

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП.

Нюансы оформления

Если планируется создание службы охраны труда (либо введение отдельной должности специалиста по охране труда), в первую очередь следует внести соответствующие изменения в штатное расписание, издать локальный нормативный акт, регулирующий деятельность службы (например, Положение о службе охраны труда). В нем следует прописать функции сотрудников службы, их права и обязанности, а также ответственность. Помимо прочего следует составить соответствующие должностные инструкции.

В небольших организациях при передаче полномочий по охране труда какому-либо сотруднику нужно учесть нюансы совмещения должностей. В данном случае потребуется получить письменное согласие уполномоченного работника на совмещение, составить изменение определенных сторонами трудовых отношений условий трудового договора, а также не забыть о доплате за совмещение.

Вопрос в тему
Куда: 

kadry@delo-press.ru

Бесплатные консультации для подписчиков

Как проходит обучение охране труда? Нужно ли привлекать сторонних специалистов или работодатель может обойтись своими силами?

На вопрос отвечает , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Обучение охране труда руководителей и специалистов может осуществляться самой организацией, если в ней имеется комиссия по проверке знаний требований охраны труда (см. п. 2.3.2 Порядка, Примерную программу обучения по охране труда работников организаций, утвержденную Минтрудом России 17.05.2004). Такая комиссия создается в организации приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) в составе не менее трех человек, прошедших обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (п. 3.4 Порядка).

Непосредственное обучение руководителей и специалистов в рамках организации проводится работниками службы охраны труда, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда (п. 2.3.6 Порядка).

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу (п. 2.2.1 Порядка).

Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим работодатель (или уполномоченное им лицо) организует не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу (п. 2.2.4 Порядка).

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3 Порядка).

Таким образом, проводить обучение охране труда ваша организация может самостоятельно, если в ней работают по крайней мере три человека из числа руководителей и главных специалистов, которые ранее прошли обучение охране труда в установленном порядке.

Деятельность организации по обучению собственных работников в области охраны труда не подлежит лицензированию, а на организацию в этом случае не распространяется требование об аккредитации (см. п. 2.3.2 Порядка, приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»).

Организация вправе направить на обучение работников из числа руководителей или главных специалистов, которые впоследствии смогут составить комиссию по проверке знаний требований охраны труда, чтобы обучение других работников охране труда, в том числе обучение правилам оказания первой помощи, проводить непосредственно в организации. Такое обучение проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Согласно п. 3.9 Порядка обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только среди тех работников, которые проходили обучение охране труда. Подтверждением прохождения работниками службы охраны труда обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда и, соответственно, права на обучение правилам оказания первой помощи других работников организации является удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, выданное обучающей организацией.

Куда: kadry@delo-press.ru

Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Как проходит обучение охране труда? Нужно ли привлекать сторонних специалистов или работодатель может обойтись своими силами?

На вопрос отвечает Иван Михайлов, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Обучение охране труда руководителей и специалистов может осуществляться самой организацией, если в ней имеется комиссия по проверке знаний требований охраны труда (см. п. 2.3.2 Порядка, Примерную программу обучения по охране труда работников организаций, утвержденную Минтрудом России 17.05.2004). Такая комиссия создается в организации приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) в составе не менее трех человек, прошедших обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (п. 3.4 Порядка).

Непосредственное обучение руководителей и специалистов в рамках организации проводится работниками службы охраны труда, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда (п. 2.3.6 Порядка).

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу (п. 2.2.1 Порядка).

Проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим работодатель (или уполномоченное им лицо) организует не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу (п. 2.2.4 Порядка).

Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ (п. 2.2.3 Порядка).

Таким образом, проводить обучение охране труда ваша организация может самостоятельно, если в ней работают по крайней мере три человека из числа руководителей и главных специалистов, которые ранее прошли обучение охране труда в установленном порядке.

Деятельность организации по обучению собственных работников в области охраны труда не подлежит лицензированию, а на организацию в этом случае не распространяется требование об аккредитации (см. п. 2.3.2 Порядка, приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда»).

Организация вправе направить на обучение работников из числа руководителей или главных специалистов, которые впоследствии смогут составить комиссию по проверке знаний требований охраны труда, чтобы обучение других работников охране труда, в том числе обучение правилам оказания первой помощи, проводить непосредственно в организации. Такое обучение проводится в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Согласно п. 3.9 Порядка обучающие организации могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда только среди тех работников, которые проходили обучение охране труда. Подтверждением прохождения работниками службы охраны труда обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда и, соответственно, права на обучение правилам оказания первой помощи других работников организации является удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, выданное обучающей организацией.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Александр
07.07.2015, 04:05

В российской законодательстве до сих пор четко не определена численность работников службы охраны труда на предприятии, в Постановлении Минтруда от 22.01.2001 г. N 10, лишь приводятся рекомендации работодателям по которым они могут высчитать для себя необходимое число сотрудников службы ОТ. В связи с чем работодатели полностью игнорируют это постановление, зачастую взваливая на одного человека не посильное число обязанностей, из за чего упускаются и не выполняются многие требования ОТ и чем усугубляется качество безопасности труда на своем предприятии. В добавок считается нормальным дополнительно совмещать на одного человека обязанности по промышленной, пожарной безопасности, вопросы ГОЧС и тд. Так как нет четкого определения полномочий службы охраны труда и пояснения по наличию дополнительных обязанностей никак не прописано, так же на это никогда не обращают внимание местные надзорные органы. Так же ТК РФ нет четкого описания численности работников службы ОТ при численности работников менее 700 но более 100 человек, ничего не сказано по отношению к службе ОТ на котором работают работники с вредными и тяжелыми условиями труда, этого нет и в постановлении. Считаю что Постановление Минтруда №10 от 22.01.2001 г. Нуждается в корректировке, впрочем как и ТК РФ.

Рекомендовано для вас

Работник взял больничный в день увольнения: действия работодателя

Что делать, если сотрудник находился в день увольнения на работе, но при этом прямо с утра в «увольнительный» день (или накануне) открыл больничный лист, утаив это от работодателя, а тот не отследил наличие электронного листка нетрудоспособности? Как работодателю урегулировать сложившуюся ситуацию и при необходимости впоследствии доказать правомерность увольнения и свою добросовестность суду и/или проверяющим органам? Каковы судебная практика и позиция Минтруда России по спорным вопросам?

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Если у работника появилось право на отпуск в удобное время

Отдельным категориям работников предоставлено право выбирать удобное время ежегодного оплачиваемого отпуска. Как быть работодателю, если у сотрудника появилась льгота уже после утверждения графика отпусков? Что работник сможет потребовать от работодателя, какие требования пойдут вразрез закону? Обязан ли работодатель информировать сотрудников об их правах в рассматриваемой части?

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.