Нередко при поступлении материалов по договору купли-продажи организация может обнаружить количественные или качественные расхождения. Автор дает рекомендации по оформлению расхождений в налоговом и бухгалтерском учете.
Компании, приобретающие материалы по договорам купли-продажи, нередко сталкиваются с ситуацией, когда при поступлении обнаруживаются количественные или качественные расхождения с заявленным в сопроводительных документах поставщика ассортиментом. О том, как оформить эти расхождения, читайте в нашей статье.
Чаще всего организация приобретает материалы по договору купли-продажи (поставки). По нему к покупателю переходит право собственности на приобретенные материалы по стоимости, предусмотренной договором (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Кроме того, в стоимость поступивших материалов могут быть включены и расходы по доставке материалов со склада поставщика до места, указанного покупателем.
Первичным документом, подтверждающим поступление материалов, может служить приходный ордер, форма (№ М-4) которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (далее – постановление № 71а). Приходный ордер заполняется материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления материалов на склад.
Документом, заменяющим приходный ордер, может служить первичный документ поставщика (накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15, товарная накладная по форме № ТОРГ-12 и др.), на котором материально ответственное лицо покупателя делает отметку о получении материалов.
Не позднее пяти дней со дня отгрузки материалов поставщик обязан выставить покупателю счет-фактуру в бумажном или электронном виде (п. 3 ст. 168 НК РФ), оформленный в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
На основании приходного ордера либо заменяющего его документа и счета-фактуры поставщика поступление материалов отражается следующими записями:
На практике нередки ситуации, когда при поступлении материалов выявляются количественные и качественные расхождения либо расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика.
Поступление материалов в этом случае должно быть оформлено актом о...