Top.Mail.Ru

Возврат товара: какой счет-фактуру выставить?

Любой покупатель сталкивался с ситуацией, когда приходилось возвращать товар, например, из-за того, что тот был некачественным или не был распродан. Причем иногда это происходит в момент приемки товара, когда он еще не принят на учет, но бывает, что и гораздо позже, когда покупатель это уже сделал. Автор анализирует последние письма Минфина России, разъясняя, кому следует оформить счет-фактуру и как его заполнить правильно.

На практике предприятия нередко сталкиваются с необходимостью возврата товара. Для этого они включают в договор поставки пункт о праве поставщика вернуть нереализованный товар. Например, из-за его сезонности или для определенных акций. Возможно это и из-за несоответствия его качественным характеристикам не только в момент приема, но и, допустим, при выкладке на полки магазина. Во всех перечисленных случаях возникает вопрос о документальном оформлении данной операции. В частности, какой счет-фактуру необходимо выписать и кто его оформляет: поставщик – корректировочный счет-фактуру или покупатель – счет-фактуру при возврате товара как обратную реализацию? Рассмотрим подробнее.

Вопросам документального оформления возврата товара было посвящено несколько писем Минфина России. В них финансовое ведомство связывает выставление документа (счета-фактуры или корректировочного счета-фактуры) с вопросом принятия покупателем товара на учет. Но расскажем обо всем по порядку, ведь причины возврата, а следовательно, и непринятие товара на учет покупателем бывают разные.

Причина возврата

Безусловно, существует множество причин возврата, но, как правило, это:

  • падение покупательского спроса. Многие розничные продавцы расплачиваются за товар в момент, когда реализуют его потребителям, получив от них оплату. При этом нереализованную часть товара возвращают продавцу;
  • истечение срока годности. Товар, взятый на реализацию розничными продавцами, может залежаться и потерять свои потребительские свойства. В этом случае он также возвращается поставщику как не соответствующий качеству;
  • нарушение условий договора купли-продажи.

Остановимся на последней причине.

Количество. Обязательным пунктом договора является наименование и количество поставляемого товара. В случае отсутствия такой информации договор не считается заключенным (ст. 465 ГК РФ).

Пункт 1 ст. 466 ГК РФ позволяет покупателю, получившему меньший объем товара, чем указано в договоре, требовать недостающее количество либо отказаться от него совсем. Если оплата уже произведена, ему должны вернуть уплаченную сумму.

Ассортимент. Покупатель может вернуть товар и отказаться от оплаты при нарушении продавцом условия договора об ассортименте (вид, размер, цвет, модель) (п. 1 ст. 468 ГК РФ). Правда, если он не уложится в разумные сроки после получения товара, то последний считается принятым им (п. 4 ст. 468 ГК РФ).

Качество. В соответствии с п. 1 ст. 469 ГК РФ продавец должен передать товар, качество которого соответствует условиям договора. Иногда договором купли-продажи могут быть оговорены гарантии качества. Тогда товар должен соответствовать требуемому качеству в течение времени, установленного договором (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

В случае существенного нарушения требований к качеству покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной суммы либо замену товара на качественный товар в соответствии с договором (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Согласно ст. 477 ГК РФ покупатель имеет право предъявить требования к продавцу, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в определенные сроки.

При установлении на товар гарантийного срока или срока годности покупатель может предъявить требования по недостаткам товара до истечения этого срока. Если они отсутствуют, то покупатель имеет право предъявлять претензии, когда недостатки были обнаружены в разумные сроки, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Нормативным актом или договором между сторонами может быть установлен более длительный срок.

Комплектность. В случае передачи продавцом некомплектного товара покупатель имеет право потребовать в соответствии со ст. 480 ГК РФ соразмерное уменьшение цены или доукомплектацию товара в разумный срок. Если последнее требование не выполняется, покупатель может потребовать заменить некомплектный товар на комплектный или вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи с требованием возврата уплаченной денежной суммы.

Упаковка, затаривание. Покупатель также может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать заменить товар, подлежащий затариванию и (или) упаковке, но переданный покупателю без них либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 482 ГК РФ).

Важно, что в соответствии с п. 1 ст. 483 ГК РФ покупатель обязан известить продавца о недостатках товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если он не установлен, то в разумный срок, исходя из характера и назначения товара. В противном случае продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требования покупателя.

Возврат товара может быть осуществлен по вине не только продавца, но и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.