Top.Mail.Ru
Если в компании существует единый внутрикорпоративный стиль, то затрат на форменную одежду не избежать. Рассказано, при каких условиях можно отнести затраты на форменную одежду в состав расходов на оплату труда; в каких случаях денежная компенсация, выплачиваемая сотрудникам на приобретение одежды, соответствующей корпоративным стандартам, может быть включена в состав расходов по налогу на прибыль; должна ли форменная одежда перейти в собственность работников или остаться в собственности компании. Кроме того, перечислены основания, которые исключают уплату НДФЛ с форменной одежды. Рассмотрены точки зрения суда, налоговых органов и Минфина.

Многие компании сталкиваются с необходимостью приобретения одежды для своих сотрудников. Речь идет о форменной одежде, призванной обеспечить единый внутрикорпоративный стиль. Нередко такая забота о сотруднике может обернуться не только головной болью для бухгалтерии, но и налоговыми рисками. Что же ждет заботливого работодателя? Как налоговая инспекция относится к форменной одежде? В статье проанализирован налоговый учет форменной одежды, дана оценка налоговых последствий и предложены варианты действий.

Сталкиваясь с необходимостью приобретения форменной одежды, большинство налогоплательщиков задаются следующими вопросами:

  • как учесть расходы на форменную одежду при расчете налога на прибыль;
  • не возникает ли при передаче такой одежды сотрудникам объект обложения страховыми взносами и НДФЛ;
  • какие документы необходимо составить, чтобы избежать претензии со стороны налоговиков?

Следует учесть, что от документального оформления во многом зависят налоговые риски компании.

Но прежде чем начать вести как бухгалтерский, так и налоговый учет форменной одежды, необходимо определиться, что это такое. В налоговом законодательстве отсутствует понятие «форменная одежда».

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Обратимся к определению форменной одежды, данному в постановлении Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Так, согласно описанию форменной одежды сотрудников органов внутренних дел РФ, «форменной одеждой является унифицированный по комплексу существенных внешних признаков комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками».

По сути, форменная одежда может быть двух типов:

  1. форменная одежда, ношение которой напрямую предусмотрено законодательством. Законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, специальными отраслевыми требованиями предусмотрена необходимость ношения форменной одежды определенными категориями работников ряда организаций. Например, для сотрудников гостиниц категории от двух звезд и выше (приказ Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи»);
  2. форменная одежда, приобретение которой обусловлено внутрикорпоративными правилами, маркетинговой политикой компании и др.

В первом случае налоговые риски минимальны, поэтому сосредоточимся на втором случае.

Форменная одежда и налог на прибыль

Так как большинство бухгалтеров в первую очередь заинтересованы в снижении налоговых рисков, рассмотрим подробнее, как учесть в налоговом учете расходы на форменную одежду, ношение которой обусловлено локальными нормативными актами предприятия. НК РФ относит затраты на форменную одежду в состав расходов на оплату труда при соблюдении следующих условий:

  • такого рода затраты прописаны в коллективном или трудовых договорах с работниками (абз. 1 ст. 255 НК РФ);
  • форменная одежда и обувь должны свидетельствовать о принадлежности работников к данной организации (п. 5 ст. 255 НК РФ).

И если с первым условием все более или менее ясно, то каким образом может быть выполнено второе требование? Например, с помощью цветовой гаммы, специальных нашивок с названием организации, символики компании. Чем больше таких знаков отличия будет содержать одежда, тем яснее она свидетельствует о принадлежности сотрудников к соответствующей фирме и тем ниже налоговые риски. В противном случае существует серьезный риск исключения данных расходов из облагаемой базы по налогу на прибыль.

К сведению

Компании, применяющие спецрежимы («упрощенка» по базе «доходы минус расходы», ЕСХН), также вправе при расчете единого налога учесть затраты на форменную одежду, соответствующую требованиям, предъявляемым ст. 255 НК РФ (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ; подп. 6 п. 2 и п. 3 ст. 346.5 НК РФ).

Представители налогового и финансового ведомств неоднократно излагали свое мнение по вопросу налогового учета форменной одежды. Вкратце их требования можно сформулировать следующим образом:

  • форменная одежда должна содержать и доводить до сведения потребителей наглядную информацию о принадлежности работника к конкретной организации. Для этих целей форменная одежда выполняется в единой цветовой гамме и содержит товарный знак или логотип фирмы, ее символику. Внимание: товарный знак (логотип, символика) должен быть нанесен непосредственно на одежду, а не содержаться на значке, галстуке, косынке или жилете. Необходимость выдачи форменной одежды...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.