Top.Mail.Ru

Сдача законченных в делопроизводстве документов в архив (часть 2)

В первой части статьи, опубликованной ранее, практик с 30-летним стажем работы на примере приказов по основной деятельности наглядно показала, как подготовить дела к длительному хранению (постоянному и свыше 10 лет). А также объяснила специфику подобной работы для других распространенных документов постоянного срока хранения (штатное расписание, номенклатура дел, положение об организации, должностные инструкции, сметы, годовые балансы, документы по проведению конкурсов, котировок, документы по лизингу). В этом номере мы переходим к особенностям обработки документов по личному составу (приказы по л/с, личные дела, лицевые счета, расчетные ведомости, регистрационные формы, трудовые договоры и договоры подряда и др.).
Продолжение статьи. Начало в № 04 / 2012, окончание в № 06 / 2012
Продолжение статьи. Начало в № 04 / 2012, окончание в № 06 / 2012

Оформление документов по личному составу

Приказы по личному составу

Срок хранения таких документов – 75 лет как по действующему Перечню 2010 года1 (ст. 19б), так и по предыдущему Перечню 2000 года2 (ст. 6б).

Дела с приказами по личному составу оформляются аналогично делам с приказами по основной деятельности (см. прошлый номер журнала): приказы систематизируются по номерам и хронологии, нумеруются листы дела, составляется лист-заверитель, оформляется титульный лист и внутренняя опись.

Но внутренняя опись к приказам по л/с составляется более подробно! Указывается Ф.И.О., на какую должность принят и с какого числа (соответственно, так же – о переводе и увольнении). Нельзя писать так: «О приеме Иванова О.С.», это считается «глухим» заголовком дела.

При составлении внутренней описи к приказам по л/с лучше всего выделить дополнительную колонку для Ф.И.О. В приложении № 10 Основных правил работы архивов организаций 2002 года3 такой колонки нет. Но для дальнейшего использования документов и поиска такое небольшое «новшество» очень поможет, сократит ваше время и сбережет зрение. Посмотрите, при каком варианте вам легче осуществлять поиск:

Пример 12. Образец внутренней описи по форме, утвержденной в приложении № 10 Основных правил работы архивов организаций

Пример 13. Изменение описи из Примера 12 путем добавления отдельной колонки для Ф.И.О. для облегчения поиска

При поиске приказа в Примере 13 вы затратите гораздо меньше времени и сил, особенно если в деле 200–250 документов!

В некоторых больших организациях группы А помимо внутренней описи составляют еще и именной указатель к приказам по личному составу. Это когда выбирают все приказы за год на каждого сотрудника и затем располагают их в строго алфавитном порядке с учетом первых трех букв фамилии.

При одинаковых фамилиях учитываются инициалы, а при полном совпадении (полных тезках) рядом с Ф.И.О. ставится дата рождения (см. строки 9 и 10 в Примере 14). Если на одного работника за год было два и более приказа, то все эти приказы указываются в одной ячейке таблицы (см. строки 11 и 13).

Обратите внимание на построение указателя. Ф.И.О. располагаются в алфавитном порядке. Если фамилии одинаковые, то сначала идут мужские фамилии, затем женские (см. строки с 3 по 5). Но есть некоторые тонкости при написании фамилий с окончанием на -ий(-ая). Например, в случае с фамилией «Мариинский» сначала, наоборот, пишется фамилия женщины, а затем мужчины (см. строки 12 и 13).

Пример 14. Именной указатель к приказам по личному составу

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 1)

Комментируем отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов...» в организациях, утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из первой части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете: какие организации обязаны создавать архив как структурное подразделение, а какие нет; какими документами должна регулироваться деятельность архива; чем регламентируется работа с научно-техническими документами; когда надо передавать документы из подразделений в архив организации, когда они становятся архивными; кому оформлять и подписывать опись дел структурного подразделения и архивную опись, являющуюся годовым разделом описи дел (почему изменения в этом вопросе могут не понравиться руководителю архива организации и как можно исправить ситуацию).

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Если вы пришли в архив…

Статья посвящена социально правовым запросам организаций и частных лиц, чаще всего направляемым в госархивы. Как вычислить нужный архив и сколько ждать ответа? Какие услуги окажут бесплатно, а за что придется заплатить? Как составить запрос? Архивные справки, выписки и копии могут выдавать не только госархивы, но и коммерческие организации, поэтому правила их оформления вам тоже могут пригодиться. Кроме того, разъясняется ситуация с документами, переданными на ответственное хранение сторонней организации.