Top.Mail.Ru
Знаете, какая продолжительность рабочего времени является нормальной и где она должна быть закреплена? Кому работодатель обязан установить сокращенную продолжительность времени труда? Чем она отличается от неполного рабочего времени? Как оплачивается? Автор поможет разобраться в этих вопросах и приведет примеры оптимальных формулировок, образцы готовых документов, которыми вы сможете воспользоваться.

Рабочее время может иметь разную продолжительность и, как правило, делится на три вида:

  • нормальная продолжительность рабочего времени;
  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • неполное рабочее время.

Как определить, какому работнику какой конкретно вид рабочего времени установить? И как при этом невзначай не нарушить закон? На практике в этом несложно разобраться, надо лишь знать базовые положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), ряда иных профильных нормативных правовых актов и правильно составлять документы. Объясним все подробно и с примерами.

Нормальная продолжительность рабочего времени

В части второй ст. 91 ТК РФ сказано: «Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю». Итак, ТК РФ ограничивает продолжительность рабочего времени сорока часами в неделю. Обратите внимание на формулировку «не может превышать». Она означает, что организация, руководствуясь ТК РФ, должна сама установить, какая продолжительность рабочего времени для нее будет считаться нормальной, не превышая при этом максимум в 40 часов.

Подобное же ограничение следует и из норм международного договора – Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 47 «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» (принята в Женеве 22.06.1935 на 19-й сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 04.06.1956, вступила в силу для СССР 23.06.1957).

Как правило, организация закрепляет максимально возможную продолжительность рабочего времени в качестве нормальной. Делается это в Правилах внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР). Характеристику данному документу и его роли в регулировании времени труда мы давали в статье, опубликованной в прошлом номере журнала. Сейчас же приведем формулировки ПВТР, с помощью которых вы сможете установить нормальную продолжительность рабочего времени на своем предприятии (Пример 1).

Пример 1. Формулировка в ПВТР о нормальной продолжительности рабочего времени и о правилах фиксации отклонений от нее

2. Рабочее время

2.1. Нормальная продолжительность рабочего времени в Обществе составляет 40 (Сорок) часов в неделю в соответствии с частью второй статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации. По общему правилу работники принимаются на работу на условиях пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями – суббота и воскресение. Продолжительность работы в течение рабочего дня составляет 8 (Восемь) часов, если иное не предусмотрено ТК РФ, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором.

Условия об установлении работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, неполного рабочего времени, а также особенности режима рабочего времени определяются в трудовых договорах, заключаемых с каждым работником Общества.

Если в ПВТР организации есть такое положение, то при заключении трудового договора с работником, для которого будет применяться нормальная продолжительность рабочего времени, достаточно будет сделать ссылку в договоре на то, что рабочее время сотрудника соответствует общим положениям ПВТР (см. Пример 2).

Пример 2. Формулировка в трудовом договоре о том, что рабочее время сотрудника не отличается от общих правил, действующих у работодателя

3. Рабочее время

3.1. Рабочее время Работника (вид, режим) не отличается от общих правил, действующих у Работодателя (п. 2.1 Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом ООО «Панектикум» от 10.08.2009 № 92).

Вы заметили, что нормальная продолжительность рабочего времени указывается в ТК РФ применительно к неделе? Для того, чтобы посчитать рабочее время за иные календарные периоды, вы можете воспользоваться другим нормативным правовым актом – Порядком исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н).

Однако и при нормальной продолжительности рабочего времени есть ряд нюансов, которые следует учитывать.

Во-первых, продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню1, уменьшается на 1 час (ч. 1 ст. 95 ТК РФ). И только в исключительных случаях – когда организация является непрерывно действующей или для отдельных видов работ, где невозможно уменьшение продолжительности рабочего дня (смены) в предпраздничный день, – допускается переработка, которая должна быть компенсирована в обязательном порядке предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с его же согласия, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы (ч. 2 ст. 95 ТК РФ).

Во-вторых, если рабочая неделя является шестидневной, то продолжительность работы накануне выходных дней не может превышать 5 часов (ч. 3 ст. 95 ТК РФ).

В-третьих, по общему правилу, продолжительность работы (смены) в ночное время2 сокращается на 1 час без последующей отработки (ч. 2 ст. 96 ТК РФ).

Теперь, когда мы определили норму рабочего времени – своеобразную точку отсчета, на которую следует ориентироваться, поговорим и о тех случаях, когда отдельным сотрудникам рабочее время уменьшается по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Зачастую многие путают «сокращение (уменьшение) продолжительности рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, или накануне выходного дня при шестидневной рабочей неделе» с «сокращенной продолжительностью рабочего времени». Первая категория относится ко всем без исключения работникам и характеризует продолжительность ежедневной работы в строго определенных случаях, имеющих место эпизодически. А про вторую поговорим подробнее.

Сокращенная продолжительность рабочего времени – это особый вид рабочего времени, который подразумевает уменьшенную (по сравнению с нормальной) продолжительность рабочего времени и устанавливается (это первая особенность данного вида времени труда) только для отдельных категорий работников, которые перечислены в ТК РФ и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?