Top.Mail.Ru

Требования от налоговиков теперь приходят через интернет

НК РФ устанавливает, что требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным через шесть дней после отправки. Причем независимо от того, доставлено ли оно в действительности. Из-за этого компания, ничего не знающая о требовании, может столкнуться с блокировкой счетов. С февраля нынешнего года ИФНС могут направлять требования по Интернету, что значительно сократит срок доставки. Нововведения комментирует начальник отдела по работе с налогоплательщиками Управления ФНС России по Свердловской области Людмила Захарова.

Еще недавно такие документы, как требование об уплате налога и требование о представлении документов, направлялись плательщикам только по почте. Учитывая не всегда четкую работу почты, нельзя было исключить ситуации, когда запрос терялся в пути, со всеми неприятными для налогоплательщика последствиями. Теперь эти и другие документы направляются компаниям в электронном виде, а значит, доставляются в срок гарантированно. Рассмотрим подробнее новую возможность и в каких ситуациях она имеет решающее значение.

Напомним, что изменения в НК РФ, разрешающие инспекциям направлять плательщикам целый ряд документов в электронном виде, были внесены еще в 2010 г. (Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», далее – Закон № 229). Однако чтобы закон «заработал», нужно было принять еще целый ряд подзаконных актов, регулирующих технические и организационные стороны нового документооборота. На это ушло более полутора лет.

В первых числах февраля 2012 г., когда все необходимые документы были утверждены, а программное обеспечение у налоговых инспекций и спецоператоров настроено, новые виды документо­оборота были, наконец, запущены.

Налоговые органы через Интернет начали направлять компаниям требования об уплате налога, требования о представлении документов (информации), а также целый ряд других документов, которые они используют при работе с налогоплательщиками (например, решение о приостановлении налоговой проверки, уведомление о вызове налогоплательщика и пр.).

Всего в электронном виде начало «ходить» более 20 новых документов (полный перечень приведен в приказах ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ и № ММВ-7-2/168@, а также от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@). Список большой, но ключевое для компаний значение имеют два документа – требование об уплате налога и требование о представлении документов.

Требования об уплате налога: не попасть впросак

Почему для налогоплательщика важно получить требование об уплате налога – очевидно. «В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ, в случае если в восьмидневный срок с момента получения требования компания не уплачивает налог, инспекция вправе не только начислить пени, но и приостановить операции по счетам и применить к компании другие меры принудительного взыскания. Для бизнеса это фактически означает полную приостановку деятельности», – комментирует начальник отдела по работе с налогоплательщиками Управления ФНС России по Свердловской области Людмила Захарова.

Между тем если требование об уплате налога, как и любой другой документ, передается по почте, то оно, согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, считается полученным через шесть дней после отправки – независимо от того, доставлено ли оно в действительности. «На практике случается, что компания еще ничего не знает о требовании (например, если недоимка возникла из-за неверного заполнения платежного поручения или декларации), а ее счета в банке уже блокируются», – рассказывает Светлана Стрельникова, руководитель Центра технической поддержки пользователей компании «СКБ Контур».

При отправке требований об уплате налога через Интернет подобные ситуации исключены: электронные документы доставляются гарантированно. А значит, налогоплательщик будет в курсе, что в течение восьми дней ему нужно либо уплатить налог, либо прийти в инспекцию с подтверждающими документами, чтобы доказать отсутствие задолженности.

Требование о представлении документов: избежать штрафа

Как правило, требования о представлении документов (информации) направляются налогоплательщикам во время выездных, камеральных, а также встречных проверок (ст. 93 НК РФ). До февраля 2012 г. такой запрос, как и требование об уплате налога, по сути, мог быть передан компании только почтовым отправлением (другой предусмотренный законодательством способ – личное вручение – применялся редко). Случалось, что запрос «терялся в пути» и не доходил в срок, а последнее чревато для компании штрафом.

«Документы, которые затребует инспекция, согласно статье 93 НК РФ, компания обязана представить в течение десяти дней (при проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней) с момента получения требования, – отмечает Людмила Захарова. – Если этого не происходит, сотрудники инспекции праве произвести выемку необходимых документов и взыскать штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Такое право им дает статья 126 НК РФ».

Отправка требований о предоставлении документов через Интернет, как и требований об уплате налога, позволяет отслеживать подобные запросы и оперативно реагировать на них.

Порядок документооборота: счет на дни

Порядок взаимодействия налогового органа и налогоплательщика един для всех видов электронных документов, перечисленных в приказах, которые мы упомянули выше. Согласно описанной в них процедуре документы от налоговой инспекции передаются налогоплательщикам через специализированных операторов связи. Таким образом, получать их могут те компании, которые сдают отчетность в электронном виде.

Итак, документ доставлен. Что дальше? В течение суток с момента поступления документа на сервер спецоператора налогоплательщик должен направить в инспекцию либо квитанцию о приеме, либо уведомление об отказе. Уведомление об отказе может быть передано в трех случаях когда документ:

  • передан в неверном формате;
  • заверен неверной ЭЦП или вообще не заверен;
  • предназначен другому адресату.

Система самостоятельно проверяет присланное сообщение по данным критериям и в зависимости от результатов формирует один из документов – квитанцию о приеме или уведомление об отказе. Пользователю остается его только подписать и отправить.

На отправку этих документов налогоплательщику даются сутки. Отправляя квитанцию о приеме, налогоплательщик тем самым подтверждает, что документ им получен. «Бумажное» требование в этом случае уже не высылается – документооборот завершен. Начинается отсчет дней, в которые налогоплательщик обязан отреагировать на сообщение налогового органа (уплатить налог, представить документы и т.д.) Если же в течение следующего рабочего дня пользователь не высылает ни квитанцию, ни уведомление, инспекция отправляет ему «бумажное» требование по почте.

«Утвержденный ФНС России порядок предусматривает, что абонентам систем электронной отчетности необходимо каждый день входить в программу и проверять, не доставлены ли новые документы из инспекции, – уточняет Светлана Стрельникова. – Однако на практике этого зачастую не требуется: спецоператорами, как правило, предусмотрена возможность получать уведомления о поступлении новых документов из инспекции по электронной почте».

В заключение отметим, что Закон № 229-ФЗ предусматривает гораздо более широкий перечень документов, которые могут передаваться по телекоммуникационным каналам связи. В числе «разрешенных», но не реализованных пока в электронном виде документооборотов, например, передача уведомлений об открытии/закрытии счета, заявления о постановке на учет/снятии с учета и др. Остается надеяться, что они также не заставят себя долго ждать, и в скором времени компании получат новые возможности взаимодействия с налоговыми органами через Интернет.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.